DEOL - Начало
DEOLНomePage


Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


Астролог
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"






Лестница в небо или астрология и карма

На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

Сергей Крушинский

"And she's buying the Stairway to Heaven"
(английская баллада)



Поводом к написанию этой заметки послужила фраза на одной из первых страниц книги Стефана Арройо "Астрология, карма & трансформация", выпущенной издательством ЦАИ: "Для большинства людей процесс реинкарнации просто относится к периодической манифестации бессмертных созданий, душ, через среду физического мира..." Как преподаватель астрологии я сталкиваюсь с этим повседневно. Учащимся гораздо легче говорить о "кармических задачах", чем элементарно представить походку, манеры, слова гороскопируемого. Нет, Бог с ними, с прогнозами. Но портрет хотя бы! Тут-то и начинается: "манифестация", "интеграция индивидуальной самости", "паттерны", "кармические планеты и аспекты", не просто "Сатурн в Рыбах" - а "планета кармы в знаке кармы"... Зато впечатление каково! А вы, уважаемый, что думали - мы тут чаи распиваем?

Реинкарнация = ...реинкарнация!
Попробуем провести элементарный лингвистический анализ цитаты. Предложение можно сравнить с уравнением, где левая часть (икс) есть нечто, что требуется понять, а правая часть - объяснение. Буквальный перевод слова "реинкарнация" - перевоплощение ("ре-" означает пере-, периодическое повторение, "ин-карнация" - во-площение). Перейдем к правой части. "Манифестация" в переводе на русский означает "проявление", "обнаружение" (от лат. manifestatio). "Проявление через среду физического мира" - синоним слова "воплощение "стоящего в левой части предложения. Добавив к этому "периодическое", мы получаем синоним слова реинкарнация. Итак, вот смысл данной фразы: реинкарнация есть ни что иное, как ...реинкарнация!
Книга Арройо, слава Богу, этим не исчерпывается. Там немало ценного и интересного с точки зрения методики психологической интерпретации карты и синтеза разрозненных элементов в единое целое. Но теоретические главы, где автор пытается "внести ясность" в категории древнеиндийской философии, скучны, невыразительны, а местами просто нелепы. Так бывает всегда, когда человек пытается популярно изложить предмет, о котором сам знает из третьих-четвертых рук. (Ну кто из нас не дилетант в вопросах кармы - если, конечно, сам Будда не подписывается на "Астролог"?) Обычный результат - полная путаница.

К примеру: "...Он (закон кармы - С.К.) относится к универсальному закону причины и следствия и идентичен библейской идее: "Что посеешь, то и пожнешь". Этот закон является просто более широким применением наших земных представлений о причине и следствии; очевидно, что ни один человек, сажающий чертополох не может ожидать урожая роз".
Казалось бы, что тут непонятного?: "причина и следствие", мы из повседневной жизни знаем, что это такое. Да ничего мы на самом деле не знаем! Одно дело - наш бытовой лексикон в применении к огороду, и совсем другое - рассуждать об универсальных космических законах, точнее, углубляться в метафизику. Во-первых, "причина и следствие" - это нонсенс. Есть "причина и действие", а есть "основание и следствие" (второе из области логики). Во-вторых, библейская идея о воздаянии существует в совершенно особом контексте, она весьма далека от современной естественнонаучной картины мира с ее природными законами. Грубо говоря, если трансцендентный Бог пожелает, то из чертополоха могут вырасти не только розы, но и все, что угодно. А человек, всю жизнь занимавшийся разбоем, благодаря раскаянию за минуту до казни, может вознестись на небо. В-третьих, с космическими законами тоже не так все просто. Автор приведенной цитаты не учел, что физика и метафизика - разные дисциплины, и универсальные принципы последней нельзя столь прямолинейно отождествлять с природными закономерностями. Во всяком случае, он высказывался бы корректнее, познакомившись с главой об Аристотеле и его анализом этой древнейшей проблемы в каком-нибудь популярном учебнике по истории античной философии.

Самая красивая девушка в стране
Проблематика, о которой идет речь, представляет собой настоящую бездну, где за каждым вопросом стоит десяток других. К счастью, существует многовековая история человеческой мысли, наметившая в этой бездне некие маршруты. Ну, например, извечная проблема: если существует реинкарнация, то что именно переходит из тела в тело? В южно-буддистских школах не признается существование души. "Большинство людей верит в то, что человек наделен субстанцией, называемой душой (атма), которая сохраняется, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое. В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души. Но в таком случае могут спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее перерождениях или даже просто в различных стадиях развития - детстве, юности и старости? Отрицая целостность подобной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь... Будда остроумно сравнивает это (заботу о бессмертной душе - С.К.) с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, никто никогда не видел и не знал, а также с сооружением лестницы для подъема во дворец, которого человек никогда не видел". (С.Чаттерджи, Д.Датта, "Введение в индийскую философию", М., 1955.)
Конечно, такой взгляд на человека нельзя назвать последним достижением индийской философской мысли, на сей счет имеются серьезные возражения со стороны других буддистских и не-буддистских школ. Веданта (одна из самых влиятельных) придерживается совсем иных взглядов. Существует масса направлений, в каждом имеются сильные и слабые стороны, в общем-то, всем известные, есть аксиомы, постулаты, принимаемые на веру.
Отсутствуют только нелепости и упомянутый "компот". Свободы, конечно, не так много, как хотелось бы, но это неизбежно, когда мы существуем в рамках культуры, а не занимаемся отсебятиной.
Нельзя забывать, что все аргументы и возражения по рассматриваемому кругу вопросов существуют в рамках истории и контекста восточной - причем, не китайской, не арабской, а именно индийской - философии. Если мы желаем взять на вооружение идею кармы и реинкарнации, невозможно игнорировать отправные пункты большинства учений: переходя из жизни в жизнь, живые существа страдают, корень зла - наша привязанность к миру, мир и наши переживания, представляющиеся нам чем-то реальным, на самом деле - ни что иное, как иллюзия (майя). Привязанность к иллюзии и есть корень зла.
Первая крупная попытка привязать восточные учения к западному протестантизму и естественно-научным идеям, таким, как прогресс и эволюция, была предпринята теософами в конце прошлого - начале нынешнего века. Все знают, чем это закончилось - скандалом и расколом движения, поводом для которого послужило провозглашение Кришнамурти мессией. В послевоенной Америке подобное пытаются сделать приверженцы New Age. Но если у первых было время хотя бы познакомиться с первоисточниками, то последние, не утруждая себя философскими и культурологическими изысканиями, в основном просто пересказывают друг друга.
Садиться и рассуждать о карме и реинкарнации, руководствуясь собственными догадками, житейским опытом, знаниями из области естественных наук, книгами американских и отечественных популяризаторов - извините, но это не менее нелепо, чем ходить по улицам в чем мать родила. Ну ладно, не обязательно читать первоисточники на древних языках, можно познакомиться хотя бы с классическом трудом по истории индийской философии д-ра Сарвепали Радхакришнана, который был переведен на русский еще в 50-е годы. Только вот, после него, боюсь, пропадет все желание вещать о "космических законах", "кармических" знаках, планетах и аспектах, о "проработке", "задачах воплощения" и всем остальном, чем наполнена так называемая "кармическая астрология". Уровень не тот.
Зачем делать просто, если легче усложнить?
Читатель может возразить: почему непременно философия? Все-таки, речь идет скорее об оккультных предметах, или, если угодно, о мистическом опыте, который в принципе может пережить каждый, независимо от своего образования и культурной принадлежности. И если человек, переживший духовное озарение и увидевший многовековый путь человеческих существ, занимается астрологией, то почему бы не применить свое новое знание к ней?
Что верно, то верно, но не так все просто. Внутреннее переживание и словесное описание - разные вещи. Помните замечательную восточную притчу о том, как соляные куклы решили узнать о том, что такое океан? Они договорились так: одна из них побывает в нем, а потом выйдет и расскажет остальным об увиденном. Войдя в воду, кукла, разумеется, растворилась. То же произошло с ее подругами. Давно сказано, что о пережитом иной раз лучше промолчать. Если, конечно, не обладаешь поэтическим даром. (Но что-то среди писаний наших коллег о карме не попадаются поэтические произведения. И, кстати сказать, произведения живописи, которые пишутся специально, дабы передать зрителю "заряд положительной энергетики" на редкость безвкусны). Язык, которым мы пользуемся в повседневной жизни, предназначен совершенно для другого. "Ты куда - на рыбалку? Ну, в таком случае, когда вернешься, почини крышу..." Вопросов нет. Но когда начинаешь теоретизировать, то единственный способ быть понятым - не выходить за рамки многовековой культуры. "Воля Божья" и "Космический закон сохранения энергии" отличаются тем, что первое понятие существует в рамках культуры, второе - вне этих рамок, так что подразумеваться под вторым может все, что угодно. Ну, представьте себе физика, который оперирует понятиями из ботаники.

Тем не менее, "кармической астрологии" посвящены главы, книги, лекции, и они пользуются спросом, наверное, даже большим, чем работы по традиционной астрологии. Для современного астролога вопросы типа: "Скажите, а какова задача моего нынешнего воплощения?" звучат привычно. Если мы как астрологи начинаем играть в эти игры с человеком, обратившимся к нам за помощью, он, может быть, и почувствует облегчение - на некоторое время. Но к себе не приблизится ни на шаг. Мне в таких случаях всегда хочется понять, что на самом деле стоит за пресловутыми кармическими вопросами: пережитое горе, одиночество, чувство, что жизнь проходит впустую, страх перед бессмысленностью жизни и внутренней пустотой? А, ведь, нет такой печали - настоящей, а не надуманной, о которой человек не мог бы сказать простым, может быть, даже детским языком: "Мне одиноко", "Я боюсь". В конце концов, именно на таком детском языке с нами разговаривают наши сны. Стоит назвать вещи своими именами - и выход будет не за горами.
У меня была знакомая, пережившая глубокое горе, утрату в семье. Годами ее преследовало чувство вины. Столкновение с советской психиатрией закончилось разочарованием. Бабки-ворожеи тоже не помогли - слишком у них все было просто. И вот она попала в одну московскую "эзотерическую школу". Там ей все объяснили: и про то, что она была жрицей в Атлантиде (это уж, как водится), и что утрата эта - вовсе не утрата, а особенность ее чрезвычайно важной миссии в деле эволюционного развития человечества, и что к ним она попала, конечно же, не случайно... Какое облегчение почувствовал человек! Вместо вины и угрызений - гордость за свое высокое призвание. С тех пор ее жизнь неразрывно связана с "учением, объединившем в себе всю мудрость, накопленную человечеством". Начнет ли ее когда-нибудь снова грызть червь сомнения? - надеюсь - да, ведь это так по-человечески. И придется снова повернуться к себе лицом.

Впрочем, если поразмыслить, не так-то легко научиться говорить просто. Кажется, Пикассо сказал, что он много лет потратил на то, чтобы научиться видеть мир, как дети. Стоит нам о чем-либо задуматься - к нашим услугам целая серия стереотипов. Чего там думать - ответы готовы. Нет денег?- это вызвано сложностями нынешнего переходного этапа на пути развития рыночной экономики. Жена ушла к другому?- это урок, который необходимо усвоить в ходе индивидуальной эволюции. Планеты в восьмом доме? - ясное дело, трансформация необходима... Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое давно было замечено психологами и педагогами: рассуждать на отвлеченные темы гораздо легче, чем о предметах непосредственных. Так, написать пространное сочинение на тему "СССР (или Соединенные Штаты - там, у них) - гарант мира во всем мире" гораздо легче, чем такого же объема рукопись на тему "Тыльная сторона моего большого пальца". Так уж мы воспитаны - и русские и американцы.
Мифы, которые мы выбираем
Очевидно, человек в силу своей природы не может жить без мифа. Не только в современной массовой культуре - в так называемой "научной картине мира" (речь идет не о самом естествознании, а о целостном мировоззрении, основанном на его выкладках) мифы присутствуют ничуть не меньше, чем во времена египетских фараонов. Взять хотя бы веру в эволюцию. Дарвинизм, как таковой, не первый день оспаривается. Тем не менее, попробуйте сегодня в эзотерических кругах заявить, что вы не верите в "духовную эволюцию" и грядущую эпоху Водолея! (Впрочем, есть средство не выглядеть в этом случае еретиком. Достаточно, блеснув эрудицией, сказать, что сейчас, согласно индуизму, самый разгар Калиюги и улучшений не предвидится).
Мифы индустриальной культуры - в том числе и New Age (именно оттуда, а не из первоисточника пришла к нам вера в карму, всеобщую духовную эволюцию и грядущую эпоху Водолея) мало привлекательны. Я хорошо понимаю тех, кто разочаровавшись в теософии и идеологии New Age, перешел в мир кастанедовских магов.
Проблема в том, что полный отказ от мифа неизбежно ведет к нигилизму, материализму, позитивизму и прочим скучным и некрасивым взглядам на мир. Мир будет выглядеть настолько неуютно, что в нем попросту не захочется жить. Так что, вопрос не в том: "с мифом или без мифа?", а в том, какие мифы мы выбираем. Есть еще древние мифы. Они непостижимым образом содержит истину - может быть, даже более глубокую, чем более поздние метафизические построения. Они красивы и поэтичны. В них можно вживаться и находить источник вдохновения. Мы встречаем их в собственных снах и в произведениях искусства. Они вечны, каждая эпоха и каждый человек способен почерпнуть из них что-то для себя. Нет смысла говорить о том, насколько сильно они связаны с астрологией, особенно сегодняшней - обогащенной идеями Юнга и Ассаджоли. Любой гороскоп можно рассказать, как миф. Не пробовали?- попробуйте, не пожалеете. Используя язык, знакомый каждому из снов и детских сказок, можно сказать человеку гораздо больше, чем сухими характеристиками типа: "Вы такой-то и такой-то, но в то же время то-то и то-то, поэтому часто бывает так-то и так-то...". И вот что интересно. Следуя логике образа, невозможно ошибиться. Если астролог начнет выдумывать что-то лишнее, это сразу же почувствуется - обеими сторонами, как фальшивая нота. На это можно возразить, что не каждый от рождения обладает тонким музыкальным слухом. Но что такое занятие астрологией, как не развитие этого особого рода образного мышления?
...А представляете, что было бы, если бы американцы увлеклись не восточными доктринами, а каким-нибудь африканским культом? Тогда бы астрологам пришлось каждый день отвечать на вопросы типа: "Скажите, а кто мой тотем?"

Интересные адреса в Интернет



С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage