DEOL - Начало
DEOLНomePage


Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет



Авторская песня
Журнал "Если"
Музеи
Театры
Литературный базар
"29"
Астролог


Черешневый кларнет



КУХОННЫЙ ЧЕЛОВЕК
АНДРЕЙ АНПИЛОВ
На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

Как-то в разговоре Андрей назвал себя "кухонным" человеком. Пожалуй, это действительно так. Слушая его песни, хочется замурлыкать: тихие, нежные, лиричные... Мало кто теперь так пишет. Ему 41 год, по образованию - художник, но рисует в последнее время только иллюстрации к своим книгам. В 1987 г. вошел в творческое объединение "Первый круг" и много ездил по стране вместе с Михаилом Кочетковым, Александром Мирзаяном, Владимиром Бережковым, Виктором Луферовым... После того как "Первый круг" перестал существовать, актерская жизнь сменилась чисто литературной: Андрей выпустил две книжки.
Когда-то в детстве он мечтал заниматься мультипликацией, да и сам, честно говоря, похож на героя из мультика - где-то между Ежиком в тумане и Домовенком Кузей. А может быть, его еще не нарисовали. Значит, все впереди...

- Андрей, с чего все началось?
- Некоторые начинали с КСП, ходили на слеты, а я где-то до канца семидесятых был уверен, что один сочиняю песни. Есть Окуджава, Высоцкий и я. Сфера общения была непроницаемая - в основном художники. Того, что происходило параллельно, почти никто не знал. В 1978 году появились кассеты, а началось все уже после армии: стали звать на концерты.
- Кого ты в то время любил слушать?
- Из постоянных привязанностей для меня первый - Окуджава. Остальных всех переживал по мере поступления. Все были любимые на какой-то отрезок времени. Больше и, наверное, дольше всего я любил тех, с кем потом и работал в "Первом круге": Мирзаяна, Луферова, Бережкова. Я и сейчас к ним так же отношусь. Острота переживаний, может быть, ушла, потому что знаю весь репертуар почти наизусть. Мы же проводили по 4 месяца в году буквально бок о бок, часто даже жили в одной комнате.
- Переживаешь кого-нибудь сейчас?
- Сейчас нет. Последнее, что было, - это Таллин 1988 года. Тогда появились Елена Казанцева и Елена Фролова. Но вот прошло 9 лет, и я не могу сказать, что открыл для себя что-то новое. Хотя стараюсь следить, упорно что-то выискиваю все время глазом и ухом. Может быть, что-то интересное и появлялось, но я это никак не зафиксировал.
- Получается, что сейчас мы переживаем упадок?
- Да. Я не знаю, с чем это связано, но в литературе сейчас есть отток. Может быть, такое воспитание, а может, появилась возможность реализовать себя в чем-то другом. В бизнесе, например.
- Но ведь одно не может заменить другое?
- Да, но нам-то просто деваться некуда было. Мы, когда начинали, знали, что реализация может быть только подпольным путем: самиздат, домашние концерты - настоящий андеграунд.
Можно было существовать в рамках полуофициального искусства, как Никитин, Кукин или Визбор. Это не ложь - просто склад таланта такого рода: вот вам лирика любовная, вот туристская песня, вот военная, не прикасаясь к кровоточащим ранам. И, пожалуйста, какая-то ниша все-таки могла быть...
Я всегда хотел и готовился жить в искусстве. Так или иначе. У меня никаких не было амбиций, претензий на какую-то другую деятельность. Но получилось так, что эта моя масса песен и стихов никак не пролезала в официальную щелку.
- Что тебя побудило писать стихи и песни?
- Я довольно-таки много читал и очень это любил. И помню, как-то во дворе ребята играли на гитарах (мне лет, наверное, восемь было), а я как завороженный следил за их игрой. Мне это дико понравилось, было очень необычно, и я все время ходил за ними, просто не отходил ни на шаг. ...Мой отец рисовал, таскал меня по выставкам, раз в месяц водил в Третьяковскую галерею или в Пушкинский музей. Он очень любил Пушкина, держал дома много поэтических книг.
- Что ты любишь читать сейчас?
- Особенных пристрастий нет, просто люблю читать. Читаю постоянно (раз в год) письма Пушкина. Но это не чтение, а что-то вроде психотерапии. Двадцать лет назад я мог бы тебе сказать, какая у меня любимая книга, потому что открывал все в первый раз. А сейчас я уже главные книги свои давно прочел и перечитал по третьему разу. Одна из них "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева. Теперь я один из немногих, кто читает современную литературу: "Новый мир", "Знамя", "Дружбу народов" - то, что называется толстыми журналами. Я знаю, что пишут и как пишут именно сейчас. Что-то останавливает, что-то - нет. В основном нет, конечно.
- Хорошо, а какая тебе нравится музыка?
- Густав Малер, например. Недавно Шостаковичу было 90 лет и проходило очень много концертов. Декабрьские вечера все были посвящены Шостаковичу, его исполняли лучшие мировые исполнители. И я наконец проникся. Раньше он казался мне каким-то квадратным, невротичным, а теперь наслушался и понял, что у него великий лирический дар вместе с сарказмом, гротеском... Но это из более-менее современного. А так: Шуман, Моцарт, Шуберт...
- Как ты относишься к тому, что авторская песня - это стихи, положенные на ритмическую основу (об этом говорил еще Владимир Высоцкий), а значит, музыка здесь на десятом месте?
- У кого как. Допустим, у Коли Якимова ее даже слишком много. Или у Мирзаяна что есть, так это музыка в первую очередь. Вообще авторская песня - это произведение, которое подразумевает второе, пятое, десятое прослушивание. Она уже перестает быть песней как таковой. Песня - это одноразовая вещь. Она летучая.
Есть же такой камерный жанр, как романс. Например, Свиридов на стихи, предположим, Пушкина. Стоит певица и поет. Эту музыку повторить невозможно на слух, в ней более развиты выразительные средства. В этом смысле и Мирзаян, и Якимов, и, может быть, еще человек пять отползают как раз к такому камерному, немножко замкнутому жанру. А есть более летучие, более повторяющиеся. А вообще же авторская песня или городской романс - это искусство не столько музыкальное, сколько интонационное. Значит, и стих, и музыка должны быть немножко нейтрализованы. Тогда и получается вздох. То есть опора идет на сердцебиенее, на вздох, на контакт. Как только умножается на сложное стихотворение - следишь не за сердечным состоянием или разговором, а за самим стихом: "Ого, какая метафора!.." Или, допустим, музыка увеличивается - то же самое. ...Это почти не свойственно ни для какого жанра, кроме романса, частично советской песни. Бернес, допустим, - это же не авторская песня, с одной стороны, а с другой стороны, он пел как нормальный человек. Вертинский тоже, но там есть манера. Хотя на самом деле у всех есть манера. Каждый развивает в себе некоторые голосовые странности, делает из своих дефектов художественные особенности и т.д. Все это можно расшифровать. Вот Окуджава поет как Шаляпин некоторые вещи, он по-старомосковски произносит "черныя", "дальныя"... Может быть он сам не замечает, но это так. И на этом опора художественного произведения. Это характерно вообще для любого разговорного искусства. Раньше не было такого определения, как исполнитель песен. Был певец, а исполнителя песен не было, и мы проходили как речевой жанр.
- Ты производишь впечатление человека слишком отрешенного и спокойного для этого времени. Как ты себя в нем чувствуешь?
- Что-то печатается, проходят какие-то концерты... Честно говоря, зависимость от вдохновения гораздо больше, чем любая другая зависимость. Поэтому я и рискнул своей собственной жизнью. Я имею в виду не только авторскую песню, потому что стихов пишу в десять раз больше. И прозу пишу. Для меня не важна никакая реклама. Реализация произошла в тот момент, когда я поставил точку. А все остальное придет либо не придет. Маяковский говорил: "не буду понят, что ж, пройду по родной стране стороной, как проходит косой дождь". Или поэт Иван Жданов: "наше дело сочинить стих, а потом уже уповать". Вот я и уповаю в меру своего терпения. Тем более что у меня довольно широкий диапазон в этой сфере. Это стихи для детей, стихи о детстве и просто стихи. Песни, проза, эссеистика...
- Как ты относишься к таким чисто современным явлениям, как, например, клуб "Гнездо глухаря"? Ведь несколько лет назад многие из бардов даже представить себе не могли, что будут петь перед публикой, которая выпивает и время от времени закусывает.
- Ничего, никому от этого не хуже.Тем более что, как ни странно, это не так. Было два концерта, в которых я участвовал. Первый раз Миша Кочетков попросил поиграть вторую гитару - там действительно весь обслуживающий персонал был несколько растерян: ходили, гремели кассой. И второй раз у меня был сольный концерт. Разбили на несколько отделений по полчаса. Да и публика оказалась довольно-таки тихая и воспитанная. На первом концерте неприятности были скорее со стороны официантов, а сейчас и они во время песни не ходят.
- То есть тебе нравится?
- Да, мне понравилось. Во-первых, кафе называется "Гнездо глухаря", и люди сразу понимают, куда они пришли и какого рода звуки им предстоит услышать. Мы ведь раньше и в лагерях строгого режима выступали. Но ничего хуже ПТУ где-нибудь на окраине Уфы я никогда в жизни не встречал. А московские школы - это такое безумие, что ты! Заключенные - ангелы по сравнению со школьниками.
- И все-таки, когда же ты чувствовал себя комфортнее: во времена домашних концертов и московских школ или сейчас, когда какой-никакой, а появился выход в нормальные залы к нормальной публике?
- ...Во времена домашних концертов были молодость и сила, можно было не спать ночами. А лучшее время тогда, когда пишется. Поэтому для меня сейчас лучшее время.
- У тебя бывали творческие кризисы?
- Как у всех - несколько раз в год.
Главное не то, что писалось или не писалось. Главное, что написалось. Важно, смогу ли я сейчас, спустя, предположим, десять лет, напечатать то, что написал тогда. Или же мне захочется с отвращением это смять и забыть поскорей. Так что совсем пустых годов у меня не было - хотя бы по 2-3 вещи оставалось.
- Как твой лирический герой относится к тебе?
- Он очень похож на меня, но не зеркально. Более сформулирован, что ли... Я-то, наверное, объемней. Любой человек целиком не фиксируется. А там какие-то вещи сформулированы и доведены. Вот, например, у меня в прозе лирического героя зовут Алеша. Я чувствую, что он Алеша. А если бы его звали Андрей, то он был бы уже немного другим.
Что такое лирический герой? Те качества, которые ему придаются в песне или в стихотворении, - это щель. Себя, ситуацию, весь мир нужно отодвинуть, чтобы на него посмотреть со стороны. Тут диалогические отношения. Он мне говорит - это ведь я изнутри стиха каким-то образом воздействую на себя, на свою жизнь. А с другой стороны - это мое дитя, которое я породил. И отношения у нас разные. Например, такие...
Я скажу тебе честно, сынок,
твой папаша - большая скотина.
По утрам он храпит, как сурок,
что уже, вероятно, противно.

Страшно жить с ним в квартире вдвоем:
он на кухне: как злобно он курит!
Ну, а если чуть что не по нем,
мрачно брови сердитые хмурит.

Выпьет чаю и сразу орать:
не шуметь, не сорить, не играть!
Брысь под лавку дрожащею мышкой
и сиди там с полезною книжкой.

Все всегда ему вечно не то,
недоволен, небрит и невесел...
Но вот, кстати, за что только что
он тебе подзатыльник отвесил?

Ни за что. Ты горюешь один,
от обиды слезу проливая,
потому что твой папа - кретин.
Вон он бродит, судьбу проклиная.

Он теперь, впрочем, как и всегда,
рвет на лысине горькой седины
и, зубами скрепя от стыда,
сам себя называет скотиной.

И дает себе страшный зарок
и раскаяньем дух сокрушает.
И вот так будет с каждым, сынок, -
с тем, кто маленьких (гад!) обижает.

Полосу подготовила
Лада ШАТУН




С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage