DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


Дискуссия с автором. На уровень вверх

Диcкуссия с автором
Уважаемый Андрей!

   Спасибо за Ваш отклик на мою статью о Пе-8 и за Ваш интерес к нашей истории. Действительно, в статье упоминается Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. Он умер в Москве 11 августа 1980 года. Должен признать, что в статье не совсем четко было сказано о судьбе корабля № 42036. Во-первых, восточная граница северо-восточного сектора зоны ответственности ПВО Берлина (после начала войны с СССР) отстояла от самого города на расстоянии 375-400 км. Во-вторых, я не знаю, где конкретно в этом секторе самолет подвергся обстрелу с земли. В-третьих, и это самое главное, самолет действительно был потерян в результате этого обстрела, но, признаю свою ошибку, нельзя было без дополнительных разъяснений употреблять термин "был сбит". Он был серьезно поврежден и досрочно прекратил выполнение боевого задания. Однако не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден произвести посадку - посадка была неудачной (упал в молодой лес) и самолет был разбит. Водопьянов, к счастью, не погиб. Он, кстати, был командиром 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии. В своих же послевоенных мемуарах (эпохи застоя) он дал иную версию происшедшего - "на подходе к Берлину отказал мотор" (см. Водопьянов М.В. "Друзья в небе", Изд. 2-е, "Советская Россия", 1971, стр. 214).
Однако эта версия противоречит данным служебного расследования, проведенного в 1941 году для выяснения причин потери боевых машин в первом налете на Берлин. Эти данные были опубликованы в журнале "Мир авиации", 1996, №1.

Продолжение и дополнение.

ТБ-7, участвовавшие в первом рейде на Берлин, стартовали с аэродрома Пушкин (под Ленинградом). Протяженность маршрута составляла 2700 км. Большая часть пути при этом пролегала над Балтикой, в обход районов с сильной ПВО. Лишь последние 500 км предстояло лететь над территорией собственно Германии. К цели самолеты должны были следовать рассредоточенно, выходя на боевой курс с заданными интервалами по времени. Стартовали восемь ТБ-7, но один из них потерпел катастрофу на взлете, поэтому во многих документах говорится о том, что на боевое задание отправились семь бомбардировщиков этого типа. Вслед за ними стартовали еще три Ер-2 из 420-го полка. Первый ТБ-7 (командир майор А.А.Курбан) поднялся в воздух 10 августа в 20.52. Подробности полета командира 81-й авиадивизии М.В.Водопьянова: при полете над Балтийским морем его ТБ-7 был атакован звеном И-16, которые не обращали никакого внимания на опознавательные знаки бомбардировщика. К счастью, повреждений они не причинили. Отклонившись от курса на восток, самолет вышел к г. Штеттин (в 130 км к северо-востоку от Берлина), где был обстрелян с земли. В результате этого обстрела в нескольких местах было пробито правое крыло, отказала маслосистема четвертого мотора, который пришлось отключить. Машина пошла со скольжением, немного боком. Удерживать бомбардировщик на курсе теперь удавалось с большим трудом и лишь усилиями обоих летчиков. Где-то в районе Берлина бомбы были сброшены (скорее всего в северных пригородах). Там ТБ-7 был еще раз обстрелян и получил несколько пробоин в корпусе. На обратном курсе самолет был обстрелян еще раз в районе Кенигсберга - осколок пробил третий топливный бак. Шансов дойти до аэродрома практически не осталось. При аварийной посадке (спланировали на лес) уже на территории Эстонии (Йыхви) самолет был разбит, но экипаж чудом уцелел. Через два дня блужданий Водопьянов и его подчиненные вышли к своим. Из 10 самолетов (семь ТБ-7 и три Ер-2) на аэродром Пушкин вернулись всего лишь два. После этого у руководства ВВС СССР вполне закономерно возникло предчувствие, что Сталин жестоко спросит с организаторов рейда на Берлин (рейд был совершен по личному распоряжению вождя). Поэтому немедленно было развернуто расследование обстоятельств случившегося. К местам вынужденных посадок вылетели инженеры дивизии и 432-го авиаполка. Кроме того, определялся "истинный виновник" скандала, на которого предстояло свалить всю ответственность. На следующий день, 12 августа в штаб ВВС (с последующим докладом "наверх") ушла телеграмма за подписью командующего ВВС (он же заместитель наркома обороны страны) генерал-лейтенанта П.Ф.Жигарева: "... С 21.00 до 22.00 10 августа на выполнение задания вылетели 7 ТБ-7 и 3 Ер-2. По предварительным данным, по цели работали 2 ТБ-7 и 2 Ер-2. Один ТБ-7 сбросил бомбы до подхода к цели, так как сдал мотор. Вернулись и сели в Пушкине только 1 ТБ-7 и 1 Ер-2... О Водопьянове и Панфилове данных нет... Установить, почему имело место 3 случая отказа правой группы моторов, пока не удалось. Комдив и штаб дивизии работают плохо, с таким командованием дивизии и штабом трудно организовать что-то серьезное, так как случайно набранные люди действуют вразброд и в одиночку. Прошу разрешения исправные ТБ-7 и Ер-2 перебросить обратно в Казань. Назначить комдивом Голованова. Назначить другого начальника штаба..." ("Авиация и время", 1996, №1, стр. 39). Когда Водопьянов вернулся в Пушкин, он узнал, что снят с должности комдива. А 17 августа у дивизии появился новый командир - подполковник А.Е.Голованов, бывший командир 207-го ДБАП. К чести Водопьянова следует отметить, что он мужественно перенес внезапную опалу. В качестве рядового летчика (!) 432-го полка генерал-майор (звания его лишить не решились) Водопьянов продолжал летать на дальние цели. В 1946 году (47 лет от роду) был отправлен в отставку и прожил еще 34 года. Результаты налета на Берлин 81-й АД в ночь на 11 августа 1941 года. Тип самолета и заводской номер Командир экипажа Место посадки Самолеты 432-го АПДД ТБ-7 № 42016 м-р А.А.Курбан разбит при вынужденной посадке (район Ропши) ТБ-7 № 42025 ст.л-т А.А.Перегудов вернулся в Пушкин ТБ-7 № 42045 к-н А.Н.Тягунин сбит зенит.арт. Балтфлота (по ошибке) ТБ-7 № 42036 М.В.Водопьянов разбит при вынужденной посадке (район Йыхви) ТБ-7 № 42035 л-т В.Д.Бидный вынужденно сел в Обухово ТБ-7 № 42046 м-р К.П.Егоров катастрофа при взлете ТБ-7 № 42055 м-р М.М.Угрюмов вынужденно сел в Торжке ТБ-7 № 42026 ст.л-т А.И.Панфилов сбит зенит.арт. Балтфлота (по ошибке), самолет упал на терр. Финляндии Самолеты 420-го АПДД Ер-2 к-н А.Г.Степанов пропал без вести Ер-2 л-т В.М.Малинин вернулся в Пушкин Ер-2 л-т Б.А.Кубышко сбит своими истребителями (по ошибке)

Желаю успехов, Сергей.


ОБРАТНО



С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage