DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


САМЫЙ МОЩНЫЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ На уровень вверх

Диcкуссия с автором

   Заключительный этап развития линейных кораблей привел к постройке супердредноутов. В 1930-1932 гг., по истечении условий Вашингтонского договора, устанавливавшего десятилетние “военно-морские каникулы”, Франция заложила “Дюнкерк” и “Страсбург”. Затем Италия построила “Литторио” и “Витторио Венето”, в 1935-1936 гг. подошла очередь для немецких “Шарнхорста” и “Гнейзенау”. Великобритания взялась за строительство супердредноутов в 1937 году, начав с пяти кораблей типа “Кинг Джордж Y”. В 1938 году появились американские корабли типа “Норт Каролина”, за которыми последовали “Саут Дакота”. В 1937 году японский флот заложил два линкора “Ямато” и “Мусаси”, которые с водоизмещением в 72900 тонн были самыми крупными в мире. В то время как основные морские державы придерживались водоизмещения 35000 тонн - предела, установленного Вашингтонским договором, - японцы пренебрегли им и построили суда водоизмещением, вдвое превышавшим допустимое. Более того, они были единственными, кто вооружил свои корабли 460-мм орудиями, в то время как лимит калибра, на оснлвании договора, равнялся 406 мм, что признавали все остальные великие морские державы.
   Будет уместным заметить, что лимит в 35000 тонн относился к стандартному водоизмещению, то есть без учета запасов топлива и воды для котлов. Полное водоизмещение итальянских кораблей типа “Литторио” составляло 45963 тонны. Учитывая 4000 тонн на топливо, стандартное водоизмещение получалось около 40000 тонн. Предназначенные для Средиземноморья, они практически имели относительно небольшой запас топлива. Полное водоизмещение немецких линкоров дальнего действия типа “Бисмарк” составляло 50900 тонн.
   Типичными характеристиками супердредноутов были высокая скорость, мощное бронирование, экстенсивная подводная защита и сравнительно малое количество башен (обычно их было три, но с большим числом орудий). Скорость колебалась от 27 до 33 узлов в час. Самыми медленными были японские “Ямато”, за которыми следовали британские “Кинг Джордж Y” (27,5 узлов) и американские “Норт Каролина” и “Алабама” (28 узлов). Французские “Дюнкерк”, немецкие “Бисмарк” и британские “Вангуард” развивали скорость в 29 узлов. Итальянские “Литторио” и французские “Ришелье” выдавали 30 узлов, а немецкие “Шарнхорст” - 31,5 узлов. Самыми быстрыми были американские линкоры типа “Айова” (или “Миссури”), которые благодаря сверхмощной (212700 л.с. на валу) силовой установке развивали скорость 33 узла, даже несмотря на внушительное водоизмещение в 57216 тонн. “Ямато”, имея водоизмещение 72000 тонн, имел мощность силовой установки, равную 150000 л.с.
   Итак, линкорами с самым большим водоизмещением и самым тяжелым вооружением были японские корабли “Ямато” (“Yamato”) и “Мусаси” (“Musashi”), которые при полной загруженности были 72900-тонными и имели на вооружении 9 460-мм орудий. Калибр орудий был необычным и слегка превосходил калибр орудий британского линейного крейсера “Фьюриес” (1918 г.), в одиночной башне которого находилось одно 457-мм орудие. Бортовое бронирование было скошенным под углом 20 градусов и имело толщину 410 мм. Оно шло вдоль обеих сторон складов боеприпасов и оттуда уходило вниз с толщиной 80 мм. До этого ни на одном из линейных кораблей не встречалось бронирование днища складов боеприпасов. Горизонтальная защита делилась между двумя палубами: ее толщина равнялась 30-50 мм на главной палубе и 200 мм на плоской защитной. В местах соединения с бортовой броней она была даже толще. Мостиковая мачта была покрыта броневыми плитами немыслимой толщины - 500 мм, другими словами, полуметром броневой стали.
   Первоначальное зенитное вооружение выросло после 1943 года до 24 127-мм орудий в 12 спаренных установках, при этом количество 155-мм орудий уменьшилось с первоначальных 12 до 6. Остались только две строенных башни. Число 25-мм автоматических пушек возросло с 24 до 150 (!!!), они размещались в строенных и счетверенных установках, сгруппированных вокруг башенной мачты и дымовой трубы, образуя беспрецедентную концентрацию огня. Однако это зонтичное прикрытие из снарядов все-таки не спасло эти гиганты от гибели.
   “Ямато” являлся флагманским кораблем японского флота. Во время морского сражения у о-ва Самар 25 октября 1944 года с расстояния 31 км залпами из орудий главного калибра потопил американский авианосец “Гэмбиер Бей” и три эсминца. 6 апреля 1945 года “Ямато” был направлен к Окинаве с небольшим охранением из надводных кораблей, но без всякого авиационного прикрытия и с запасом топлива лишь для перехода в один конец. Это была отчаянная, самоубийственная акция японского военно-морского командования. С 12 час. 30 мин. 280 самолетов (бомбардировщиков и торпедоносцев), взлетевших с американских авианосцев, волна за волной сбрасывали свой смертоносный груз (500-кг, 1 и 1,5-тонные бомбы и торпеды) на “Ямато”. После непрерывных налетов, продолжавшихся почти 2 часа, получив прямые попадания 10 торпед и 13 бомб, японский линкор затонул юго-западнее о-ва Кюсю. Погибло 2498 человек.
   “Мусаси” был потоплен американской авиацией еще раньше - 24 октября 1944 года (затонул в результате прямого попадания 11 торпед и 19 бомб). Погибло 991 человек.
   Тактико-технические данные линейных кораблей типа “Ямато” (вступил в строй 16 декабря 1941 года):
Длина - 263 метра
Ширина - 38,9 метров
Осадка - 10,4 метра
Водоизмещение - 72900 тонн
Двигатели - 4 турбины общей мощностью 150 тысяч л.с.
Скорость - 27 узлов
Радиус действия - 6214 миль
Количество орудий - 9 460-мм орудий, 12 155-мм орудий, 12 127-мм орудий
Количество зенитных автоматических орудий - 24 25-мм орудий
Торпедные аппараты - нет
Личный состав - 2500 человек
Броневой пояс - 410 мм
Защита палубы - 200 мм
Защита орудий - 650 мм

Источники:
   “Warships of World War II”, HarperCollinsPublishers, 1996; “Боевые корабли мира”, СПб, “Полигон”, 1995; Такусиро Хаттори “Япония в войне 1941-1945 гг.”, Москва, Воениздат, 1973; Б.Лиддел Гарт “Вторая мировая война”, Москва, Воениздат, 1976; Е.Грановский, М.Морозов “Потери кораблей основных боевых классов во Второй мировой войне 1939-1945 гг.”, 2 часть, М., 1995.


С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage