DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

Полемика с Виктором Суворовым.


ВИКТОР СУВОРОВ О РАЗВИТИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ И ТАНКОВЫХ ВОЙСК СССР И ГЕРМАНИИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ: взгляд профессионала или любителя


ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ О РАЗВИТИИ ТАНКОСТРОЕНИЯ.

О КОЛИЧЕСТВЕ ТАНКОВ В КРАСНОЙ АРМИИ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

ИСТОРИЯ С КВ.


   В одном из своих интервью Виктор Суворов заявил, что все свои свободные деньги он тратит на покупку книг о танках, что танки - его главная любовь. Как он разбирается в самолетах - мне уже довелось писать. Теперь обратимся к его любимому предмету. Я решил просто взять текст соответствующих глав из его книг и прокомментировать каждую строчку, в которой содержатся факты или оценки, опуская разного рода эмоциональные и второстепенные отступления.

   Итак, начнем.
   Виктор Суворов "Ледокол", глава 3 "Зачем коммунистам оружие":
   В 1933 году германский полковник Гейнц Гудериан посетил советский паровозостроительный завод в Харькове. Гудериан свидетельствует, что кроме паровозов завод выпускал побочную продукцию - танки. Количество выпускаемых танков - 22 в день. (...) В 1939 году Гитлер начал Вторую мировую войну, имея 3195 танков, то есть меньше, чем Харьковский паровозостроительный завод мог выпустить за полгода, работая в режиме мирного времени.
   С.Х. Из множества источников, в которых есть информация о масштабах и проблемах советской танковой промышленности первой половины 30-х годов, Суворов процитировал только Гудериана, которого пригласившие его могли ввести в заблуждение относительно истинных размеров военного производства на ХПЗ (позволю себе предположить такое чудовищное отношение к иностранному гостю). Во всяком случае хотелось бы проверить, желательно на отечественных материалах, мнение Гудериана. Так вот, планом на 1931 год предусматривался выпуск 50 БТ-2 на ХПЗ, но реально построили лишь 3. К тому же корпуса и башни этих трех танков были выполнены не из брони, а из простой стали. И к тому же они не были приняты военной приемкой. Для установки на танки предназначались отработавшие летный ресурс авиамоторы М-5. Однако необходимого количества двигателей не было (мотор М-5 к тому времени уже сняли с производства), состояние же имевшихся было ниже всякой критики. Чтобы выйти из положения, в США закупили партию авиамоторов "Либерти" (копией которого являлся отечественный М-5), также отработавших летный ресурс. При этом состояние отлетавших американских двигателей было значительно лучше, чем М-5. Что касается качества сборки, то его наглядно демонстрирует "Доклад о ходе работ на ХПЗ за 1 квартал 1932 года": "Собранные и отправленные в распоряжение УММ РККА 6 машин не приняты ни военной приемкой УММ, ни техконтролем завода. Эти машины не могут быть боевыми и даже не могут быть использованы как учебные вследствие крайне низкого качества сборки. В результате, за 6 месяцев работы (серийное производство) собрано 6 негодных машин". Ситуация не слишком улучшилась и в дальнейшем. В сентябре 1932 года из 35 выпущенных и переданных в армию БТ-2 27 постоянно находились в ремонте. Возникли трудности и с опорными катками. Низкое качество резины приводило к разрушению грузошин по вентиляционным отверстиям и отрыву их от стального бандажа. Вместе с тем грузошины танка, полученного из США от Кристи, прошли по шоссе свыше 1000 км без каких-либо дефектов. В силу этих и иных причин план производства на 1932 год, предусматривавший изготовление 600 танков БТ, был сорван. Завод смог предъявить к сдаче только 434 машины, из которых военной приемкой были приняты 396, причем большая часть без вооружения. Всего в 1932-1933 годах изготовили 610 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек. Те же пушки, которые были все-таки установлены в танки, были чрезвычайно низкого качества, так как завод № 8 выпускал их без разработанного техпроцесса, кустарным (!) способом. Таким образом, к 1934 году танков БТ-2 с пулеметным вооружением было изготовлено больше, чем с пушечным.
   (...) А теперь о качестве танков, которые Гудериан видел на Харьковском паровозостроительном заводе. Это были танки, которые создал американский танковый гений - Дж. У. Кристи. Достижений Кристи не оценил никто, кроме советских конструкторов. Американский танк был куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором. В Советском Союзе "трактор" выпускался в огромных количествах под маркой БТ - быстроходный танк. Первые БТ имели скорость 100 км в час. Через 60 лет каждый танкист позавидует такой скорости.
   С.Х. Заключение договора на поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР было заключено в июне 1930 года между специальной закупочной комиссией под руководством Халепского И.А., тогдашнего начальника Управления механизации и моторизации (УММ) РККА, и американским конструктором Кристи. Кроме того, Кристи обязался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации своего танка (М.1931). Общая стоимость контракта составила 160 тысяч долларов США. 24 декабря 1930 года машины отбыли из США в СССР. Вопреки утверждению Суворова обе стороны не делали никакой тайны относительно объектов сделки: Кристи официально уведомил госдепартамент США о том, что он продал Амторгу (торговая советско-американская организация) два танка и без проблем получил разрешение на вывоз. Впоследствии Кристи предложил советским представителям купить у него новейший образец своего творчества - "летающий танк" М.1932. Машина была приобретена СССР за 20 тысяч долларов США и тайно (в данном случае госдепартамент наложил запрет на продажу) летом 1932 года переправлена в Советский Союз, где получила наименование БТ-32. Она прошла испытания и даже была показана на военном параде в Харькове. Что касается М.1931, то танки, прибывшие в СССР в начале 1931 года, подверглись всестороннему изучению и испытаниям. В марте 1931 года машину доставили на полигон в Кубинку, где ее показали высшему и старшему командному составу РККА и членам правительства. Но еще раньше - 13 февраля 1931 года - постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2.
   Первыми танками из серии БТ были БТ-2 (начало серийного производства - 1931 год) и БТ-5 (начало серийного производства - 1933 год). Максимальная скорость движения того и другого по шоссе - 52 км в час (на гусеницах) и 72 км в час (на колесах). Максимальная скорость движения 46-тонного советского (российского) Т-80У - 70 км в час, 57-тонного американского М1А1 "Абрамс" - 68 км в час, 55-тонного немецкого "Леопард 2" - 68 км в час, 54-тонного французского "Леклерк" - 71 км в час, 50-тонного японского "90" - 70 км в час.
   Поэтому могу разочаровать Суворова - современные танкисты не завидуют водителям легких БТ.
    Форма корпусов танков БТ была проста и рациональна. Ни один танк мира того времени, включая и танки, производимые для армии США, не имел такой формы брони. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 - прямой потомок БТ. Форма его корпуса - это дальнейшее развитие идей великого американского танкового конструктора. После Т-34 принцип наклонного расположения лобовых броневых листов был использован на германской "Пантере", а потом и на всех остальных танках мира.
   С.Х. Конечно, такое утверждение весьма патриотично, но, увы, я все-таки не могу с ним согласиться. Принцип наклонного расположения лобовых броневых листов широко применялся еще со времени Первой мировой войны - он был использован и при создании самого знаменитого танка той далекой эпохи французского "Renault" FT-17.
    В 30-е годы практически все танки мира выпускались по схеме: двигатель - на корме, трансмиссия - в носовой части. БТ был исключением: двигатель и трансмиссия - на корме. Через 25 лет весь мир поймет преимущество компоновки БТ.
   С.Х. Между тем, уже в 1917 году для "Renault" FT-17 применялась упомянутая компановка. И после Первой мировой войны "Рено" служил образцом для конструирования многих легких танков.
   Танки БТ постоянно совершенствовались. Их запас хода был доводен до 700 км. Через 50 лет - это все еще мечта для большинства танкистов. В 1936 году серийные танки БТ форсировали по дну почти под водой глубокие реки. В конце ХХ века не все танки вероятных противников Советского Союза имеют такую способность.
   С.Х. 700 км мог пройти по шоссе на колесах только БТ-7М, которых было выпущено 715 экз., то есть 8,9% от общего производства танков БТ. Запас хода наиболее массовой модификации БТ - БТ-7 составлял 375 км (на гусеницах) и 460 км (на колесах); запас хода БТ-5 составлял соответственно 150 и 200 км, а БТ-2 - 120 и 200 км.
   Современные основные боевые танки (50 и 60-тонные) на одной заправке проходят в среднем 500 км и, разумеется, на гусеницах. Этого им вполне достаточно.
   В 1936 году действительно 15 БТ-5 4-го механизированного полка 4-й Донской казачьей дивизии имени К.Е.Ворошилова в Белорусском военном округе форсировали реку по дну во время учений и в присутствии наркома обороны СССР Ворошилова, начальника Генерального штаба РККА А.И.Егорова и командующего кругом И.П.Уборевича. Но это были специально переоборудованные танки, которые получили обозначение БТ-ПХ (подводного хода). И дальше этих опытных образцов дело не пошло. Во всяком случае о примерах их боевого использования мне ничего неизвестно, тогда как немцы в 1941 году в целях успешного форсирования приграничных рек (в частности, Западного Буга) применили танки, которые могли преодолевать водные преграды глубиной до 4 метров (эти танки готовились для проведения операции "Морской лев"). Американский основной танк "Абрамс" без предварительной подготовки преодолевает водные преграды глубиной 2,36 м, а с использованием комплекта ОПВТ - глубиной до 4 метров. Немецкий основной танк "Леопард-2" с использованием комплекта ОПВТ также преодолевает водные преграды глубиной до 4 метров.
   В 1938 году на танках БТ начали устанавливать дизельные двигатели. Остальной мир начнет это делать через 10-20 лет.
   С.Х. Имеется в виду БТ-7М, который был оснащен 12-цилиндровым четырехтактным бескомпрессорным дизелем В-2 жидкостного охлаждения. Но эти танки, повторюсь, составляли лишь 8,9% от общего производства БТ. На остальных, то есть на подавляющем большинстве, были установлены карбюраторные двигатели - на самом массовом варианте БТ - на БТ-7 монтировался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный авиационный двигатель М-17Т (выпускался по лицензии немецкой фирмы BMW). Мягко говоря, очень странным выглядит утверждение Суворова о том, что остальной мир начнет использовать дизели для своих танков через 10-20 лет. Наиболее массовый танк японских вооруженных сил "Ха-го" (производился с 1936 года по 1943 год) был оснащен дизельным двигателем фирмы "Мицубиси", дизельными были и танки "Чи-ха" (производился с 1937 года по 1942 год), "Те-ке", "Ке-ни", "Ке-то", "Ке-ри", "Ке-ну", "Ке-хо", "Чи-хе", "Чи-ну", то есть подавляющее большинство японских танков кануна и самой Второй мировой войны. Дизельным был и наиболее удачный польский танк 7ТР. Дизельными были итальянский танк М13\40 (1940 года), американские М3А3 (1941 года), М3А5, М4А2 (изготовлено 8053 единицы), М4А6, французский танк FCM (1936 года), наиболее сильно бронированный танк начального периода Второй мировой войны и единственный английский танк, состоявший на вооружении британской армии в течение всей войны, знаменитая Matilda II (с 1939 года по 1943 год было произведено 2987 единиц), один из наиболее удачных легких танков Второй мировой войны английский Valentine (модификации II - ХI, в 1940-1943 годах было произведено около 8 тысяч единиц, из которых 3782 танка были отправлены в Советский Союз), а также Matilda III, IY, Y. И я еще не все перечислил.

О КОЛИЧЕСТВЕ ТАНКОВ В КРАСНОЙ АРМИИ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА


С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage