DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


Полемика с Виктором Суворовым.

АВИАЦИЯ - ИСТОРИЯ С ТБ-7.
ДИСКУССИЯ АВТОРА.

ФАНТАЗИИ НА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ТЕМЫ
На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама


   В главах 12-й и 13-й "Ледокола" и 20-й "Последней республики" читатель узнает, что уже к началу Второй мировой войны СССР имел "БОЛЕЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА" отлично подготовленных десантников-парашютистов. Откуда взялась эта цифра в "Ледоколе" Суворовым не говорится, но тем не менее им делается категорический вывод: "Если подсчитать всех военных парашютистов мира на момент начала Второй мировой войны, то получается, что Советский Союз имел подготовленных десантников примерно В ДВЕСТИ РАЗ БОЛЬШЕ, чем все страны мира вместе взятые, включая и Германию". Видимо, кто-то усомнился в этой цифре и спустя 4 года уже в "Последней республике" Суворов пишет: "Сталин подготовил гигантское количество парашютистов. Сколько точно, мне знать не дано. Но бесспорно - более одного миллиона человек. Миллион я назвал в "Ледоколе". Коммунистические историки (!? - восклицание мое) эту цифру яростно отвергают, но другую не называют". И далее наш правдолюб, наконец-то, указывает на источник своего всемирно-исторического открытия: "Вот кое-что более определенное: "С апреля 1934 года по февраль 1936 года на Украине подготовлено 427.000 парашютистов". Это официальная история Киевского военного округа (Киевский краснознаменный". М., 1974. С. 122). Эти сведения подтверждаются ссылкой на Партийный архив Института истории партии ЦК КП Украины (Фонд 7. Опись 1. Дело 1330. Лист 32)". И уже отталкиваясь от этой исходной цифры, Суворов начинает размышлять: "427.000 парашютистов - не миллион, но ведь не на одной же только Украине их готовили! Украина - вовсе не главный район их подготовки. Парашютистов готовили в основном в Москве и Московской области, в Ленинграде, Иванове, Горьком, Куйбышеве, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, в Крыму, который в то время в состав Украины не входил. 427.000 парашютистов Украина подготовила за неполных два года, но ведь не прекратилась же их подготовка после февраля 1936 года. Наоборот, 1936 год - это самое начало. Это зарождение. Сколько же их было подготовлено только Украиной в 1937, 1938 годах? В 1939, 1940, 1941-м?" Так, все-таки, сколько? Если мы вооружимся аналитическим методом Суворова, то, во всяком случае, не миллион, а значительно больше. Действительно, население Украины составляло примерно 20% от общей численности предвоенного населения СССР (для наших расчетов абсолютной точности не нужно), а это означает, что к февралю 1936 года подготовленных парашютистов могло быть БОЛЕЕ ДВУХ МИЛЛИОНОВ (!!!). Но учитывая, что их подготовка продолжалась и в феврале 1936 - июне 1941 гг., можно уверенно заявить - их было в СССР БОЛЕЕ ТРЕХ МИЛЛИОНОВ (!!!). Спрашивается, зачем Суворов столь нагло занизил мощь наших военно-воздушных сил накануне Великой войны? Если же говорить серьезно, то, как видно из текста суворовской книжки, сам он не видел того архивного документа, который цитирует, и, соответственно, не знает кто, когда, для кого и с какой целью его составил. А эти вопросы крайне важны, так как в наших архивах лежат разные бумажки, с разными цифрами, реальными или фантастическими. Мне довелось несколько лет работать в советских архивах - в Центральном государственном архиве народного хозяйства и в Особом архиве Военной коллегии Верховного Суда СССР. И я с полной ответственностью за свои слова должен заявить, что в годы правления Сталина было не меньше приписок (рапортов о достигнутых успехах, перевыполненных планах, прочей липы и туфты), чем при Хрущеве и Брежневе. При последних, если не обманешь, то не сделаешь карьеры, а при Вожде и Учителе, если не обманешь, то и карьеры не сделаешь, и к тому же и не выживешь. Правда, если речь шла о произведенной продукции в штуках, тут сложнее было вешать лапшу на уши. Но подготовка парашютистов-десантников была не в этом ряду. Тут был простор для бюрократических интерпретаций понятия "подготовка". Словом, я сильно сомневаюсь в истинности числа подготовленных парашютистов-десантников на Украине в апреле 1934-феврале 1936 гг. Однако должен признаться, что сам я не знаю, сколько их было реально подготовлено к лету 1941 года. Знал бы - обязательно сказал. А поэтому в дальнейшем я буду исходить их того, что Суворов абсолютно прав, утверждая, что их было БОЛЕЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА.
    Итак, их было БОЛЕЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА. И Суворов посвятил нас в тайну их предназначения - они должны были быть сброшены на Европу, прежде всего в тыл германской армии. Но вот вопрос - каким образом они могли быть сброшены? И вопрос этот весьма важен. И самое главное - ответ на него более поддается проверке, чем все остальные. В 13-й главе "Ледокола" Суворов пишет, что для выброски миллионного воздушного десанта у нас были все необходимые технические возможности. Далее я цитирую. Во-первых: "В январе 1940 года решением Центрального Комитета (т.е. решением Сталина) в составе Наркомата авиационной промышленности было создано управление по производству военно-десантных планеров. 1940 год был занят интенсивной подготовительной работой, а с весны 1941 года заводы, подчиненные этому управлению, начали массовый выпуск десантных планеров. Вот тут мы подошли к довольно интересному моменту. Выпущенные весной 1941 года планеры можно было использовать летом 1941-го или, по крайней мере, - ранней осенью. А вот сохранить транспортно-десантные планеры до 1942 года было уже невозможно. Все ангары, а их в Советском Союзе было не так уж много, были давно забиты ранее выпущенными планерами. Хранить огромный десантный планер под открытым небом на осенних дождях и ветрах, на морозе и под многотонной снеговой нагрузкой - невозможно. Массовое производство транспортно-десантных планеров в 1941 году означало намерение их использовать в 1941 году. Если бы Сталин намеревался выбросить сотни тысяч своих десантников в Западную Европу в 1942 году, то массовое производство планеров нужно было планировать на весну 1942 года". Комментирую: серийное производство транспортно-десантных планеров в Советском Союзе началось в ноябре 1941 года (подробности см. в книге К.В.Грибовского "Развитие транспортного планеризма", М., "Машиностроение", 1993). Во-вторых (то есть опять Суворов): "Лучшим военно-транспортным самолетом мира в начале Второй мировой войны был легендарный американский самолет С-47. Резонно предположить, что если лучший в мире военно-транспортный самолет создан в США, то Советский Союз в области военно-транспортных самолетов вступил в войну, имея не первое, а максимум второе место. Такое предположение неверно. Дело в том, что американский С-47, правда, под другим именем (Ли-2), составлял основу советской военно-транспортной авиации. Правительство США по какой-то причине до начала войны продало Сталину лицензию на его производство и необходимое количество сложного оборудования. Сталин использовал предоставленную ему возможность полностью: С-47 выпускали в СССР настолько большими сериями, что некоторые американские эксперты считают, что в начале войны СССР имел этих самолетов больше, чем США". Комментирую: хотелось бы знать, кто эти "некоторые американские эксперты" и, все-таки, насколько большими сериями сей самолет выпускался? Впрочем, на последний вопрос и я могу ответить - авиазавод № 84 (подмосковные Химки, а затем Ташкент, главный инженер - Б.П.Лисунов) построил в 1939 году 6 экземпляров, в 1940 году - 51, и за весь 1941 год - 237 экземпляров Ли-2 (ПС-84, DC-3) ("Самолетостроение в СССР. 1917-1945", книга 2, издательский отдел ЦАГИ, 1994, стр. 237). Если учесть, что по плану должны были построить в первом полугодии 1941 года 100 самолетов, а во втором - 200, и годовой план выполнен не был, то было бы корректно предположить, что за первое полугодие он был выполнен. Таким образом, к началу боевых действий на советско-германском фронте мы располагали, как максимум, 157 Ли-2, плюс 20 DC-3, купленных у американцев. Запомним эту цифру. Теперь для справки: всего в 1939-1945 гг. в СССР было выпущено 2419 Ли-2, а в США с 1936 года - 10692. Заметим также, что Ли-2 резко отличался в худшую сторону по качеству исполнения и техническому оборудованию от своего американского прародителя фирмы "Дуглас". Летчики называли самолеты Ли-2 "дугласятами". Двигатели М-62ИР обладали худшими тяговыми характеристиками, были более сложными в обслуживании. Например, на замену одного мотора на Ли-2 затрачивалось 62 человеко-часа, а на С-47 при съеме вместе с моторамой - 10. Кроме того, моторы Ли-2 перед взлетом приходилось прогревать 40-45 минут, а американские двигатели развивали необходимую мощность практически сразу после запуска. Более высокая культура производства в США обеспечивала и более высокое качество изговления планера самолета. С-47 был надежнее, его наружные поверхности обладали меньшим аэродинамическим сопротивлением. Максимальная скорость американских машин несколько снижалась даже при перекрашивании в СССР (иностранная эмаль была более гладкой). Значительно более совершенной были топливная и гидравлическая системы американских машин. Последняя заметно надежнее функционировала в условиях русских морозов, так как заполнялась морозостойкой смесью. Лучше работали и антиобледенители (гидравлические вместо тепловых), и калориферное отопление кабины (отечественное паровоздушное с водяным котлом требовало больших усилий в обслуживании, чтобы пилотскую кабину не заполняло облако горячего пара). Люк с поднимавшейся вверх створкой, которым оборудовался Ли-2, был гораздо уже, чем грузовая дверь С-47, раскрывавшаяся в стороны. "Лисуновы" получили его только в 1945 году. Традиционно богаче было приборное и радиооборудование американских машин, причем их радиостанции имели в 5-6 раз большую мощность и прочие показатели (при меньших габаритах и массе). В-третьих (Суворов): "Кроме С-47 Советский Союз имел несколько сотен устаревших стратегических бомбардировщиков ТБ-3, переквалифицированных в военно-транспортные самолеты". Комментирую: перед нами редчайший случай - Суворов хоть что-то из советского арсенала боевой техники признает устаревшим, но, все-таки, не может не ввести в заблуждение читателя - однозначной переквалификации ТБ-3 в военно-транспортные самолеты не было. Более того, в феврале 1941 года вышло постановление "О реорганизации авиационных сил Красной Армии", в котором предписывалось сформировать пять бомбардировочных полков их этих непоровотливых машин. Также для сведения Суворова сообщаю, что на 22 июня 1941 года в строю ВВС СССР имелось 516 ТБ-3 ("Авиация и время", 1997, № 4, статья Владимира Котельникова "Линкор сталинских соколов", стр. 16). Итак, что у нас, в конце концов, имеется. ОДИН МИЛЛИОН парашютистов - это хорошо. Но всего лишь 177 современных военно-транспортных самолетов и 516 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, большинство из которых были, мягко говоря, мало приспособлены для выброски десанта, - это плохо. Для сравнения: 17 сентября 1944 года в ходе осуществления воздушно-десантной операции "Market Garden" с 24 аэродромов в Южной и Восточной Англии в составе первой волны в воздух поднялись 1344 военно-транспортных самолета, 491 десантный планер (при соответствующем числе буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. Вторая волна, стартовавшая спустя несколько часов, насчитывала 1360 "Дугласов" и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу у немцев было высажено 34876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов. Операция осуществлялась в условиях полного господства союзников в воздухе и тем не менее накануне ее тысячи бомбардировщиков и истребителей утюжили немецкие аэродромы и зенитные батареи в зоне высадки и поблизости от нее. К тому же к этому времени союзники накопили огромный опыт проведения подобных операций и в данном случае добились полной тактической внезапности. Места высадки были удалены от фронта всего лишь на 60-90 км и представляли собой узкую "ковровую дорожку" в юго-восточной части Нидерландов на участке Эйндховен-Арнем. На соединение с высадившимся воздушным десантом рвалась мощная армейская группировка. И несмотря на все эти усилия и благоприятные условия операция окончилась неудачей. Этот эпизод я привел в качестве свидетельства того, что воздушно-десантная операция - это, пожалуй, наиболее сложный и, безусловно, наиболее рискованный вид боевых действий. Однако, Суворов заявляет, что Сталин, все же, готовился миллионную армию десантников перебрасывать в глубокий тыл к немцам днями и ночами в течение нескольких недель или даже месяцев, многими рейсами, а затем их тем же путем снабжать("Ледокол", Москва, 1994, стр. 121). Мне представляется, что при скудости нашей военно-транспортной авиации (по состоянию на 1941 год), в условиях отсутствия опыта проведения подобных операций (маневры 1935-1936 годов к этому опыту уже не имеют никакого отношения), суворовские заявления на эту тему выглядят всего лишь фантастическими умопостроениями. И он сам это почувствовал или ему дали это почувствовать те письма, которые он получает из России, а потому в "Последней республике" вернулся к своему миллиону парашютистов. Суворов попытался найти новые аргументы и факты, доказывающие, что у Сталина была техническая возможность забросить миллион десантников во вражеский тыл. "Но как выбросить миллион бойцов? Мои критики привели жуткую статистику: американцы в 1944 году высаживали своих десантников в Нормандии, для этого им потребовалось совершенно чудовищное количество самолетов и планеров. Это так. Но не будем сравнивать. У нас другой подход к войне. Американцы формировали Рейн, и им потребовалось совершенно невероятное количество десантно-переправочных средств. А Красная Армия форсировала Днепр "на подручных средствах": утонул - значит, плохой солдат и в Красную Армию не годишься" ("Последняя республика", М., 1997, стр. 383). Это совершенно замечательный образец гибкости суворовского ума. В первой книге он пишет о том, что по количеству военно-транспортных самолетов и десантных планеров мы превосходили всех (не называя, впрочем, конкретных цифр), а затем вдруг (скорее всего под давлением критики) говорит, что эти цифры не главное ("не будем сравнивать"), а главное, надо полагать, непостижимый характер русского солдата. Последнее, действительно, значимо (без всякой иронии), но мне, все-таки, не ясно, при помощи каких "подручных средств" наши десантники из пресловутого миллиона падали бы на головы своих врагов. Правда, уже в самом конце многословной 20-й главы Суворов скороговоркой перечисляет, какие еще самолеты, помимо уже названных им Ли-2 и ТБ-3, могли бы поднять в воздух десантников: это ТБ-1, ДБ-3ф, СБ, Р-5 и У-2. "Перед германским нападением у Сталина было около тысячи ТБ-1 и ТБ-3. Тысяча ТБ - это 32000-50000 человек одним рейсом" (стр. 384). Вы знаете, уже сил нет комментировать Суворова. Он не истощим на "доказательства". 22 июня 1941 года в советских ВВС числилось 516 ТБ-3 (последний из них и единственный был произведен весной 1938 года), последний ТБ-1 был произведен в августе 1932 года. Я не знаю, сколько ТБ-1 числилось в ВВС на 22 июня 1941 года, но в 1929-1932 годах их построили 216 экземпляров, из них 66 поплавковых ТБ-1П ("Самолеты Туполева. АНТ-1 - АНТ-15", М., 1995, стр. 16). Выводы из этого не делаю, с ТБ и так все ясно. Упоминание Суворовым Р-5 и У-2 в качестве военно-транспортных самолетов не комментирую, потому что стыдно это комментировать. Что же касается ДБ-3ф и СБ, то должен заметить, что г-н Суворов еще не все перечислил бомбардировщики советских ВВС и потому можно надеяться на продолжение их списка в новой и, желательно, последней его книге.

АВИАЦИЯ - ИСТОРИЯ С ТБ-7.
ДИСКУССИЯ АВТОРА.



С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage