DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет


На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама

   Суворов в "Последней республике" ,описывая преимущества наших танков и недостатки немецких, всячески превозносит компановку советских танков с расположением КПП и передачи на ведущие звездочки в корме корпуса.
   Мотивирует он это увеличением высоты корпуса из-за карданного вала в боевом отделении. Мотивировка звучит так: "Над карданным валом нам надо разместить плоскость - пол вращающейся башни. Потом между днищем корпуса и полом башни образовывалось полое пространство. Из-за этой в принципе ненужной пустоты мы вынуждены высоту корпуса танка увеличить на 30-40, а то и на все 50 сантиметров.". Возьмем чертежи немецких танков и посмотрим, где эти 30-40 или даже 50 сантиметров. По Суворову, карданный вал заставляет увеличивать высоту корпуса, ее и будем измерять.
   Итак, высота корпуса(от днища до крыши) T-IIIH 125 см, T-IVD даже 120 см, Пантеры 130 см. Исходя из рассуждений Суворова высота корпуса Т-34 должна быть 80-100 см. Берем чертежи Т-34, линейку и измеряем - 119 см. Разница минимальная, только Пантеру Т-34 обогнал на жалкие 10 сантиметров. Где обещанные полметра? Последняя надежда - "Королевский Тигр", монстр из монстров весом 68 тонн. Опять неудача - высота корпуса 123 сантиметра.
  В поисках утраченного "полого пространства" заглянем в кишочки танков, посмотрим, чем заполнено пространство от пола башни до днища корпуса. Во-первых, пола башни как такового на наших и немецких танках выпуска 1941-го нет. Полик башни появляется только на Тиграх, Пантере и советских послевоенных танках. Придется понимать под полом некую виртуальную плоскость, проходящую через подошвы сапог экипажа. Так вот, на Т-34 эта самая плоскость не касается днища корпуса, проходит заметно выше него. И в том пространстве, в котором на T-III, T-VI, Тигре или Пантере проходит карданный вал, на Т-34 лежат ящики со снарядами. Cм. продольный разрез Т-34, ящики со снарядами выделены красным. На немецких танках снаряды хранились в надгусеничных полках(Тигр, Пантера) или на полу корпуса, по обе стороны от коленвала(T-III и др). На Т-34 в надгусеничных полках были топливные баки.
    Чем же определяется высота корпуса? Она определяется высотой сидящего на своем месте механика-водителя, иногда двигателя. Потому высоты корпусов разных танков оказались удивительно близки, различия минимальные. Суворов вскользь написал об "очевидных преимуществах" переднего расположения трансмиссии и скрытых преимуществах заднего. Никаких "скрытых преимуществ", как мы увидели выше, нет. В чем же реально преимущества и недостатки этих двух подходов к компановке танков? Преимуществом переднего расположения трансмиссии является возможность размещать коробку передач значительных размеров, ведь мы не скованы тем пятачком, который остается в корме корпуса, в нашем распоряжении реально свободное пространство между водителем и стрелком из курсового пулемета - ширина корпуса определяется в первую очередь диаметром погона башни. Кроме этого нет тяг управления, идущих в корму корпуса. Эти тяги может заклинить, двигать их довольно тяжело. Карданный вал, проходящий через боевое отделение, позволяет задействовать его попутно для боевых нужд танка. На Пантере и обоих Тиграх(обычном и Королевском) карданный вал в подбашенном отделении проходил через коробку раздаточного механизма, подключенного к гидроприводу башни.
    Это позволяло плавно и быстро вращать тяжелую башню, ведь в нашем распоряжении оказывалась практически вся мощность двигателя. Поэтому 13-ти тонная башня "Королевского Тигра" проворачивалась вокруг оси на 360 градусов за 17 сек. На Т-34 башня проворачивалась от электропривода со скоростью 360 град. за 11-15 сек. Реальной проблемой такой компоновки являются трудности с ремонтом коробки передач. Для смены КПП на Тигре приходилось снимать 11-тонную башню. То же и с T-III, T-IV. Только Пантере был люк в крыше корпуса, КПП можно было менять без снятия башни.
    Достоинством задней компоновки является возможность экспериментировать с передней частью корпуса - скашивать вперед борта для обеспечения поворота катков(БТ), сажать водителя посередине(Матильда, Валентайн, Рено FT-17).
    Выбор компоновки в разных странах что называется "исторически складывался".
    Англичане(да, да, англичане тоже использовали "правильную" компоновку) и мы, развивая танки Кристи, использовали заднее расположение КПП и механизмов поворота. Немцы и американцы шли своим путем. Как одну из причин преобладания заднего расположения трансмиссии в послевоенные годы можно назвать вышеупомянутый недостаток другой схемы - сложность доступа к агрегатам КПП, механизма поворота, бортовых передач. Немцы на последних своих танках - проектах так называемой "Е-серии" использовали заднее расположение трансмиссии для удобства ремонта, весь агрегат двигатель-КПП объединялся в легкосменный блок. А в войну каждый баран нес свои рога. У Т-34 были проблемы с посредственной КПП, нередко наши танки таскали "на спине" запчасти трансмиссии. Проблемы с КПП(особенно для КВ) были одной из причин высоких небоевых потерь наших танков в начальный период ВОВ.
    Испытывавшие Т-34 и КВ отмечали трудность переключения передач, большие усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами. Часто искрил, выходил из строя электромотор, проворачивавший башню. Немцы в свою очередь сдергивали башню с танка всякий раз, как ломалось что-нибудь в КПП или планетарных механизмах поворота. Так что у всех были свои проблемы, и выдувать из мухи слона, как это делает Суворов в приложении к компановке танков, незачем. К соотношению сил в 41-м это имеет весьма отдаленное отношение.

С уважением, Исаев Алексей.




С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage