DEOL - Начало
DEOLНomePage

Мужской клуб
Медицина
Природа и мы
Культура. Искусство
Отдых
Справки
Образование
Погода
Поиск
Прогулки
по Интернет



К ДИСКУССИИ О "РЕШАЮЩЕМ ВКЛАДЕ" В ПОБЕДУ НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ
На уровень вверх

Диcкуссия с автором

В течение 45 лет советские "историки" (точнее будет сказать, бойцы идеологического фронта) уверяли своих читателей и слушателей в том, что Красная Армия и только она разгромила вооруженные силы нацистской Германии, а наши союзники внесли в победу ничтожный вклад. Нас уверяли в том, что, во-первых, англо-американские бомбардировки Германии были крайне не эффективными - привели лишь к большим жертвам среди мирного населения, никакого влияния на подрыв боевого духа нации не оказали, военно-промышленную базу страны не разрушили, более того, якобы, несмотря на бомбардировки, военное производство даже возрастало. Во-вторых, поставки по ленд-лизу составили всего лишь 4% от советского военного производства и получали мы некачественные (устаревшие или уже бывшие в употреблении) образцы боевой техники и вооружений. В-третьих, Второй фронт был открыт, когда Германия уже агонизировала и после своего открытия и до самого конца войны оставался второстепенным, то есть приковывал к себе незначительную часть сил Вермахта. В-четвертых, война на море, которую вели англо-американские военно-морские силы против Кригсмарине также имела ускользающе малое воздействие на исход войны в целом, так как он зависел от хода боевых действий на суше. В последние десять лет - после поражения Советского Союза в "холодной войне" и сближения Запада и Востока - официальная точка зрения по вышеобозначенной проблеме несколько трансформировалась. Теперь говорят о том, что наши союзники по Антигитлеровской коалиции сыграли заметную роль в нашей общей победе над врагом, но, если они без наших усилий не победили бы нацистов, то мы без западных союзников все равно дошли бы до Берлина и взяли бы его.
Мне представляется более близким к действительности иной взгляд на проблему. Ни мы, ни наши союзники по отдельности не смогли бы разгромить Третий Рейх и принудить его к безоговорочной капитуляции. Победа могла быть достигнута лишь благодаря объединенным усилиям, что и произошло на самом деле. Советский Союз сыграл выдающуюся, безусловно, главную роль в событиях Второй мировой войны, но не решающую. Отдадим должное нашим союзникам. В результате стратегического авиационного наступления англо-американцев на фашистскую Германию большинство крупнейших ее городов были превращены в сплошные развалины, под которыми остались лежать более 500 тысяч погибших. Стирались с лица земли металлургические и машиностроительные, танковые и авиационные заводы, разрушалась транспортная сеть, только восстановлением постоянно атакуемых с воздуха заводов по производству синтетического топлива было занято более 300 тысяч рабочих. К середине 1944 года и эта трудовая армия уже была не способна поднимать из руин топливную промышленность Германии. Когда же к этому добавилась потеря нефтеносных районов Румынии в результате советского наступления, тогда наступил полный топливный коллапс Третьего Рейха: Вторая мировая война была войной моторов, а большинство немецких авиационных и бронетанковых соединений было парализовано, планирование военных операций во многом свелось лишь к лихорадочному поиску горюче-смазочных материалов для боевых и транспортных машин. Наиболее осведомленный в этой области человек - руководитель немецкой военной промышленности Альберт Шпеер так вспоминал об этом: "12 мая 1944 года противник окончательно одержал победу в сфере военного производства. До этого нам удавалось, несмотря на значительные потери в вооружении, в общем и целом удовлетворять потребности вермахта. После налета 935 бомбардировщиков из состава 8-ого американского воздушного флота на заводы по производству искусственного горючего в центральной и восточной частях Германии начался совершенно новый период воздушной войны; он положил начало полному краху немецкой военной промышленности". Массированные бомбардировки в сочетании с успешными диверсионными действиями сорвали атомную программу нацистов и грандиозные планы ракетных атак Германии на жизненно важные центры ведущих стран Антигитлеровской коалиции. Попытки же Люфтваффе противостоять стратегическому воздушному наступлению наших союзников вынудили держать в Германии значительную, а временами наибольшую и качественно лучшую часть истребительной авиации, тогда как в ней ощущалась крайняя необходимость на фронтах. То же самое можно сказать и о зенитной артиллерии: десятки тысяч современных орудий не были получены воюющей на Востоке армией и огненный шквал далеко не так часто поднимался от земли к небу на пути советских самолетов, как это могло бы быть в ином случае. Как отмечает в своих мемуарах тот же Альберт Шпеер, "наиболее ощутимый ущерб нанесли Германии вынужденные оборонительные меры; стволы десяти тысяч тяжелых зенитных орудий на территории рейха были направлены в небо, хотя их можно было бы перебросить в Россию и использовать для стрельбы по танкам и другим наземным целям. Если бы не активные действия авиации союзников против Германии - своего рода второй фронт, - наша противотанковая артиллерия получила бы гораздо больше боеприпасов. Кроме того, на отражение ее атак были брошены сотни тысяч молодых солдат. Треть предприятий оптической промышленности изготовляла прицелы для зенитной артиллерии, половина всех электротехнических заводов производила для нее радиолокационное оборудование. Поэтому несмотря на высокий уровень развития этих отраслей германской промышленности, армии западных союзников были гораздо лучше оснащены современными приборами, чем наши фронтовые части".
Авиация США и Великобритании оказала существенную помощь своему невиданному в истории по мощи объединенному военно-морскому флоту в его боевых операциях по блокаде побережья Германии и ее союзников, по уничтожению их военно-морских сил и обеспечению снабжения всем необходимым стран Антигитлеровской коалиции. Война на море почти полностью легла на плечи англо-американских моряков. Советский флот был малочисленным, маломощным и с самого начала войны был заперт во внутренних морях и водах. 97% потерь немецкого и итальянского флотов - заслуга наших союзников. Так, из 789 подводных лодок, потерянных Кригсмарине в годы войны, только несколько были потоплены на Востоке (из 39 тысяч подводников погибли 32 тысячи), из 4 линкоров все были уничтожены нашими союзниками, из 3 карманных линкоров - все три и т.д. Гитлер прилагал огромные усилия для того, чтобы создать могучий флот. Если 1 сентября 1939 года военно-морские силы Германии насчитывали 159557 человек, то в начале 1945 года - уже 700 тысяч. В 1939-1945 годах было построено 1157 подводных лодок (в дополнение к всего лишь 57, которыми германские ВМС располагали накануне войны), в большинстве своем океанских. Для защиты своих субмарин немцы развернули строительство поистине циклопических железобетонных сооружений вдоль французского, бельгийского, голландского, немецкого и норвежского побережья. Все это поглощало весьма серьезные материальные и людские ресурсы Третьего Рейха. Конечно, исход войны, прежде всего, зависел от хода боевых действий на суше, но о том, насколько был важен для победы разгром фашистов на море, свидетельствует хотя бы такой факт: потери союзников за годы войны составили 2603 боевых корабля и торговых судна общим водоизмещением 13,5 миллиона тонн (имеются в виду только подтвержденные данные); погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.
Трудно переоценить и тот вклад в разгром нацистских орд, который принадлежит поставкам по ленд-лизу. Подробнее о роли ленд-лиза в восстановлении советской промышленности и в повышении боеспособности Красной Армии можно прочитать в соответствующих статьях на моей странице "Военная история". Здесь же я хочу лишь заметить, что после тяжелейших поражений 1941-1942 годов обеспечение Красной Армии современной связью и автотранспортом было заслугой наших союзников, что сделало ее управляемой и мобильной. Без поставок по ленд-лизу не было бы возможным массовое производство современных истребителей и танков. Без этих поставок Красная Армия голодала бы, была раздета и разута, испытывала бы острую и хроническую нехватку боеприпасов. До сих пор малоизвестной стороной ленд-лиза остается его исключительная значимость для железнодорожного транспорта СССР. Союзники поставили 1981 паровоз и 11156 железнодорожных вагонов различного назначения (в Советском Союзе за все годы войны было построено всего лишь 92 паровоза и 1 тысяча вагонов). Всего в СССР из США, Англии и Канады было направлено 17,9 миллиона тонн грузов, к месту назначения было доставлено 16,6 миллиона тонн (1,3 миллиона тонн составили потери при потоплении судов).
Наконец, значительный вклад в общую победу над фашистской Германией наши союзники внесли на полях сражений: в Северной Африке, в Италии, и после открытия Второго фронта во Франции 6 июня 1944 года. На Западе (начиная с сентября 1939 года) немецкие вооруженные силы потеряли 25% танков и штурмовых орудий, 40% самолетов и 40% военнослужащих (включая потери ВМС и оккупационных войск).


С вопросами и предложениями по работе этого сервера обращайтесь по адресу webmaster@deol.ru

DEOL - Начало
DEOLНomePage