Многие считают, что нет животного более изящного, чем кошка, и с этим
утверждением можно согласиться. Более того, в ряде случаев кошки показывают
пример благородства, порядочности и устойчивой морали (см. К. Лоренц "Человек
находит друга"). Безусловно, мы воспитываем кошек, но и кошки воспитывают
нас, а потому естественно ожидать высоких моральных качеств у любителей
кошек, и особенно у владельцев породистых кошек: породистая кошка должна
иметь и породистого хозяина. Но... - порой на все это накладываются рыночные
отношения и случается, что мораль отходит на второй план.
Когда, волею обстоятельств, мне пришлось пообщаться с миром заводчиков
благородных животных, то, вопреки ожиданиям, это не принесло мне радости
и облагораживающего импульса. Конечно, было интересно понаблюдать за их
поведением (с психологической точки зрения), но во многих случаях приходилось
констатировать различные формы нравственной паталогии. Именно этими наблюдениями
я и хочу поделиться с читателями журнала - пусть знают и будут бдительны.
Начну с самого позорного проявления паталогии взаимоотношений - диффамации.
Попросту говоря, одни владельцы порочат кошек других владельцев, да заодно
и самих владельцев. Иногда придумывают, иногда с энтузиазмом распространяют
не проверенную "информацию". Особенно достается котам. И чем
лучше и знаменитее кот, тем больше ему достается. Про одного такого кота
говорили, что он-де заражает кошек токсоплазмой (половым путем), а это
делает их бесплодными. Другой, видите ли, передает кошкам хламидиоз, от
которого у кошек, якобы, случается воспаление матки, и они мрут. А у третьего
- больной глаз, а потому он весь напичкан антибиотиками, и уж хорошего
потомства от него не жди. Один внешне приличный господин демонстрирует
длинноносого персидского котенка и приговаривает: "Вот каких котят
производит знаменитый кот такой-то" (разумеется, кот другого питомника).
Комментарии насчет порядочности излишни. У меня вертится на языке столько
имен, чтобы представить их читателям, но пока воздержусь - может быть они
просто не догадывались, как они смотрятся со стороны и как квалифицируется
их пропагандистская "деятельность".
Не столь массовое явление, но зато отличающееся уже и непочтением к
Уголовному кодексу - это фальсификации и мистификации. Всем известно, что
на Птичьем рынке можно купить не только котенка, но и любую родословную.
Здесь все ясно. Поговаривают также о различных случаях подтасовок в родословных
среди заводчиков: не все и не всегда дают правильные сведения о родителях
котенка. Но гораздо менее известно, что имеются заводчики, которые подделываются
под представителей известных питомников и успешно продают своих котят от
их имени. Иногда местная выставка кошек в каком-либо городе оказывается
"осчастливлена" животными известного московского питомника, хотя
этот питомник не продал туда ни одного котенка. Или известная в "кошачьем
мире" бойкая пожилая дама, кстати имеющая свой скромный питомник,
при случае не гнушается выдать себя за представителя другого, более крупного
и знаменитого питомника. Для борьбы с этим можно бы рекомендовать нашим
крупным питомникам иметь собственный фирменный бланк и продавать котят
со своим сертификатом - как это делают многие питомники США, Японии, Германии
(имеются такие питомники и у нас), но тогда и покупатель должен знать,
что приобретать котенка без такого сертификата - рискованно.
Наконец, о рекламе. Оказалось очень любопытным просматривать тексты
реклам питомников, в том числе и в этом журнале. В одном номере была помещена
реклама, в которой утверждалось, что все котята, рожденные в данном питомнике,
- чемпионы CFA. В другом - что благодаря какой-то особой американской "бридинг-программе"
получаются котята только "top-show" класса! Или что у предлагаемых
котят - гарантированная выставочная карьера. Конечно, у специалистов такие
заявления вызывают лишь улыбку - кстати, и дескредитируют эти, на самом
деле, хорошие питомники. Но ведь здесь еще и дезинформация покупателя -
а за это в цивилизованных странах судят (можно попробовать подать в суд
и у нас - за предоставление неверных сведений о товаре). Свой товар можно
расхваливать как угодно (на то и рыночные отношения), однако все должно
быть достойно и правдиво. Как положительный пример хотел бы обратить внимание
на рекламу питомника "Болейн" в "Друге" N3 за 1996
год - не зазвонистая, убедительная, благородная.
Не хотел бы, чтобы создалось впечатление, что с честностью у заводчиков
кошек вообще плохо: просто хочется, чтобы было лучше. А заметки к ним не
относятся. Чтобы скомпенсировать возможный моральный ущерб "кошачьему
миру", в следующих заметках попробую привести наблюдения обратного
порядка - о том, как, подражая кошкам, человек становится еще благородней
и культурней.