Посетите

«Друг» - Собаки №3 '97

Генетика кошки

Data Express OnLine

"ГЕНЕТИКА КОШКИ".
Под ред. П.М.Бородина и А.Н.Рувминского.
- Новосибирск, "Наука", 1993.
На уровень вверх
Здесь могла бы
быть Ваша реклама
Эта книга, хотя и представляет собой прежде всего научную монографию, а отнюдь не популярное пособие, может оказаться весьма полезной и фелинологам племенных центров, и владельцам кошачьих питомников. Книга обобщает сведения по эволюции и цитогенетике семейства кошачьих, популяционной, иммунологической и частотной генетике домашней кошки. Информация отличается достоверностью и базируется на научных исследованиях, но, к сожалению, не всегда доступна пониманию заводчика, не являющегося специалистом в соответствующих областях науки.
Пожалуй, самое главное для фелинолога-практика в этой книге - наконец-то, опубликованный на русском языке довольно полный список генов домашней кошки. До сих пор заводчикам приходилось пользоваться списком генов из книги Роя Робинсона, к сожалению, на русском языке не издававшейся, а опубликованные переводы другой фелинологической литературы почему-то ограничивались только генетикой окрасов. Слов нет, получение чистых окрасов - задача, конечно, важная, но все же далеко не первостепенная в кошачьем бридинге.
Тем не менее, в задачи научной монографии вовсе не входило обучение заводчиков способам применения этого списка генов. Иначе говоря, для использования изложенной в книге информации в практических целях следует обладать знаниями генетики хотя бы в объеме школьного курса: понимать различия между рецессивными и доминантными аллелями, знать, что такое экспрессивность и пенетрантность и т.п. Ряд положений племенного разведения рассмотрен в гл. 13, написанной О.В. Сизовой, - впрочем, практическое применение их опять-таки касается только колористики.
А ведь сведения по наследованию морфологических и анатомических аномалий и наследственных заболеваний кошек позволяют заводчикам, во-первых, обнаружить наличие носительства вредных аллелей в популяции, а во-вторых, определить стратегию разведения на уровне питомника или клуба - чтобы от этих аномалий избавиться. Иначе говоря, при обнаружении каких-то отклонений в потомстве ваших животных имеет смысл заглянуть в "Генетику кошки" и проверить, не описана ли в ней соответствующая аномалия или заболевание. Если описана, то обратите внимание на доминантный или рецессивный характер наследования, степени пенетранстности и экспрессивности - на основании этих показателей можно будет решить, сумеете ли вы элиминировать этот признак из популяции (вместе с его носителями) или же будете ограничиваться более мягкими мерами - избегая скрещивания "подозреваемых" в носительстве особей (что возможно при простом рецессивном наследовании) или снижая степень выраженности признака (при варьирующей экспрессивности). Конечно, окончательная разработка стратегии племенной работы будет зависеть и от степени серьезности нарушений, вызванных мутантным аллелем и от состояния популяции в целом, но значение информации о наследовании мутантных аллелей кошки для заводчика, знакомого с основными правилами селекции и системами племенного разведения, трудно переоценить. Для примера скажу, что в племенных популяциях многих пород в Москве регистрировалось носительство описанных мутаций - таких, как синдром плоской груди ( орис, европ.-сиб.), гидроцефалия ( перс), ганглиозидоз (нервное расстройство, европ.), полидактилия (многопальцевость, персы) и т.д.
Впрочем, нередко в списке наследственных заболеваний и аномалий встречаются слова "точный характер наследования не установлен". Ничего удивительного в этом нет: генетика кошки крайне мало изучена, профессионалов в этой области немного, да и работают они, в основном, в сфере популяционной или эволюционной генетики. Поэтому информация от заводчиков и фелинологов-любителей играет важную роль в исследованиях генетики домашней кошки.
Кстати, в списке генов нашли свое отражение не все последние гипотезы о наследовании окрасов и новообнаруженные мутации - даже те, на основе которых создаются сейчас новые породы - я имею в виду не только американского манчкина, но и отечественные породы - русскую бесшерстную, уральского рекса, курильского и карельского бобтейла. Одна из причин этого - отсутствие какой бы то ни было грамотной информации об этих мутациях. Хочется обратиться к заводчикам: не упускайте шанс внести свой вклад в генетику кошки! В конечном итоге, иметь сведения об особенностях наследования тех или иных отклонений - в ваших же интересах, поэтому имеет смысл регистрировать и описывать обнаруженные вами мутации, взяв за образец "Генетику кошки". Тогда и слова "характер наследования не установлен" в книгах о кошачьей генетике будут встречаться реже.
Большое место в книге уделено эволюционной и популяционной генетике кошки. Эти наиболее разработанные именно в научном отношении области представляют интерес прежде всего для фелинологов-энтузиастов, которым недостаточно заниматься совершенствованием сложившихся пород. Именно стараниями таких энтузиастов был осуществлен гигантский международный проект по изучению генографии кошачьих популяций в мире, результаты которого приводятся в книге. Сведения по межвидовой гибридизации и цитогенетике кошек, возможно, окажутся полезными тем заводчикам, которых заинтересовали новые направления в породообразовании, заложенные американскими любителями. Я имею в виду искусственное восстановление внешнего облика кошек исчезнувших популяций (египетская мау) и выведение гибридогенных пород (бенгаль).
Две заключительные главы в "Генетике кошки" содержат описание ряда наиболее известных пород, цветовых вариаций кошек и некоторые положения о племенном разведении (по системе FIFе). Сведения эти, иногда спорные, представляют интерес прежде всего для начинающих заводчиков и любителей кошек, поэтому наличие их в научной монографии выглядит несколько странно - с точки зрения человека, занимающегося прикладной фелинологией. Однако, надо полагать, для специалистов в области генетики животных, с племенным разведением кошек не связанного, эта информация может оказаться новой и любопытной.
Первой ступенькой к генетике кошек для начинающих заводчиков может послужить книга П.М.Бородина "Кошки и гены", изданная в Москве в 1995 году. Прочитать ее полезно и тем, кто генетику когда-то в школе изучал, но забыл, и тем, кто ее никогда и не знал. В этой книге основные закономерности наследования признаков, механизмы работы генов рассмотрены на конкретных примерах применительно к кошкам и изложены крайне доступным и живым языком. По мнению некоторых заводчиков, иногда даже излишне живым, - но это в общем-то дело вкуса. В конце концов, "Кошки и гены" - не учебник генетики, а тем более не учебник по племенному разведению животных, а научно-популярная книга для широких кругов читателей, а не исключительно для бридеров. Но, во всяком случае, эти последние, прочитав ее, вполне смогут настолько понять организацию и функцию генов, основные принципы наследования и формирования признаков экстерьера в развитии, что разобраться с пресловутой "рецессивностью - доминантностью" в описаниях кошачьих генов впредь не составит для них большого труда.
Система подачи материала о конкретных генах очень удачна в плане понимания. Например, генетика окрасов рассмотрена в порядке включения генов в процессе индивидуального развития кошки. Поняв пути формирования окраса, заводчики смогут правильно планировать выведение интересующих их колористических вариантов.
Разделы, посвященные собственно племенному разведению и породам, могут представлять интерес только для начинающих заводчиков. Изложенные в восьмой главе сведения о методах селекции и подбора, оценке производителей по потомству и инбредном разведении являются азбукой племенной работы. Они представляют собой необходимый ознакомительный материал, однако далеко не любую рекомендацию автора (например, о системе ведения племдокументаций) следует воспринимать как обязательную инструкцию. Тем более, что и сам автор отмечает, что задача улучшения породы не имеет однозначного решения. Методы селекции и подбора, выбор системы разведения - все это зависит от особенностей самой породы, конкретной ситуации в породе и в питомнике на текущий момент. Поэтому не стоит думать, что написание генотипов и средняя оценка по статьям животных вашего питомника, даже при учете показателей потомства, автоматически улучшит поголовье. Однако разработка первых этапов собственной стратегии племенной работы на основании использования "Генетики кошки" и "Кошек и генов" представляется вполне реальным делом.

кандидат биологических наук,