9-ЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПО УСТОЙЧИВОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ И ПРОИЗВОДСТВУ

г. Бильбао, Испания, 12-14 мая 2004 г.
НА  ГЛАВНУЮ  РУССКУЮ  СТРАНИЦУ


Елена Калайда
Начальник управления промышленной экологии ЗФ ОАО ГМК "Норильский никель"
В период 12-14 мая 2004 г. в Бильбао (Испания) состоялся 9-й Европейский Круглый стол по устойчивому производству и потреблению. Ранее в течение более 10 лет предыдущие восемь конференций проводились как Круглые столы по чистому производству. Изменение связано с тем, что в мире и, особенно, в Европе все возрастающее внимание уделяется проблемам воздействия на окружающую среду в рамках общего цикла существования производимой продукции от добычи сырья до утилизации уже ненужных предметов (от пуговицы до крупных океанских судов).

В предыдущий период с 1945 года большинство стран Европы достигло уровня, когда практически все сточные воды подвергаются обработке на очистных сооружениях, многое сделано также и по предотвращению выбросов в атмосферу от промышленных и коммунальных предприятий. Благодаря повышению качества топлива и оснащению нейтрализаторами, автомобили не так сильно влияют на состояние городского воздуха, как 20 лет назад. По всей Европе построены сотни заводов по переработке твердых бытовых отходов. Однако, несмотря на столь серьезные усилия и существенные затраты финансовых средств, проблема сохранения окружающей среды как необходимого условия существования человека по-прежнему далека от окончательного решения. Одновременно произошла глобализация воздействия загрязнения, т.к. выбрасываемые вещества достаточно быстро переносятся по всей планете, вызывая отрицательное изменение биообъектов, к которым относится и человек.

Для дальнейшего уменьшения воздействия на состояние природной среды 18 лет назад ООН была принята и реализуется стратегия чистого производства. Она предполагает непрерывное и постепенное изменение технологических процессов с целью уменьшения расхода природных ресурсов – сырья и энергии с тем, чтобы достигнуть такого уровня, при котором минимальное воздействие выбросов уже не приводит к каким-либо изменениям окружающей среды. Реализация этой Программы во всех странах Европы, в том числе России показала её эффективность практически во всех сферах хозяйственной деятельности.

Однако, усилилось социально-экономическое влияние фактора использования природных ресурсов. В глобальном масштабе имеется группа развитых стран (Европа, Япония, США), которым для поддержания и улучшения жизненного уровня требуется большее количество исходных природных ресурсов. Эти ресурсы они могут получать из развивающихся стран, за что те требуют компенсации ущерба для их окружающей среды и вкладывания средств в повышение уровня жизни населения. Заведомо очевидно, что даже теоретически создать на всей планете такой уровень жизни, как в США или Европе, невозможно, т.к. для этого нет требуемого количества ресурсов.

В рамках ООН в 1986 году была выдвинута концепция устойчивого развития, которая предлагает, прежде всего, максимально возможное и допустимое сокращение использования невозобновляемых природных ресурсов и достижение воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.


European Roundtable on Sustainable Consumption and Production

На 9-м Европейском Круглом столе были представлены как пленарные доклады, так и много секционных докладов по проблемам перехода к устойчивому развитию. Одновременно на секциях рассматривались сообщения по созданию чистого производства в отдельных странах или фирмах. Например, сообщалось, что образовавшиеся из институтов и фирм различных стран объединение (Швейцария, Финляндия, Германия и др.) работает над предложением по переходу текстильной промышленности, включая производство естественных и синтетических материалов в режим устойчивого развития через чистое производство и применения наилучших существующих технологий. Большое число докладов было посвящено проблемам гальванического производства, строительной индустрии и т.д. При этом на европейском уровне приоритет был отдан движению к устойчивому потреблению.

В одном из пленарных докладов представителя Индии предложено ввести систему одновременно раздельного и сопоставимого рассмотрения потребления природных ресурсов и производства продукции применительно как к Европе, так и в глобальном масштабе. Автор считает, что до настоящего времени основное внимание уделяется проблемам производства готовой продукции, исходя из принципов свободного рынка и регулировкой через механизм изменения цен. При этом поступление ресурсов из развивающихся стран как бы подлаживается под потребление в развитых странах. По предложению автора нужно отдельно регулировать поступление исходных ресурсов с учетом интересов как развивающихся стран, так и в целом состояния природной среды в глобальном масштабе. Фактически это означает равное участие всех стран в потреблении ресурсов и отказ развитых стран от существующего привилегированного положения, а значит и изменение ситуации на всех ресурсных биржах мира – металлов, нефтяной, лесных ресурсов и т.д. По-английски этот термин называется decoupling и означает разделение пары «потребления – ресурсы» в самостоятельные направления.

Автор считает, что для этих целей необходимо изменение законодательства и принятия решений на всех уровнях, включая их международное согласование, экономическое стимулирование и разъяснение обществу необходимых определенных ограничений в сфере ресурсов.

В одном из докладов был сделан анализ выпуска в различных странах специальных отчетов фирм по устойчивому развитию. Это свидетельствует о том, что многие фирмы, осознав важность для своего положения этого фактора, реализует его через подготовленную информацию, широко распространяя её через Интернет, а также международные организации.

Правительство Швеции выступило с инициативой разработки и принятия национального плана действий с конкретными мерами для достижения устойчивого экологического, социального и экономического потребления. Частью этого плана должно быть точное определение условий устойчивого потребления. Для подготовки и разработки предложений к этому плану действий, который должен быть представлен Правительству Швеции до 31 мая 2005 г., назначен специальный эксперт.

Website: www.sweden.gov.se