"Крокодилы летают, только низко-низко"

Ну, хорошо, этому вы не верите... А как тогда вам такое: "Я сам видел, как шарик пробил руку насквозь!" 1Правда ли это? Всякая чушь и полуправда все время окружают пейнтбол (не в последнюю очередь по вине некомпетентных журналистов). Новички, которые пока еще ничего не знают, могут наслушаться стольких сказок, пока не поймут, что к чему. Поэтому сразу начнем сеанс черной магии с последующего разоблачения.

[ Правда ли, что чем больше баллон, тем сильнее выстрел? ]

Эта лажа - одно из самых старых и самых больших заблуждений в нашем деле. В следующий раз, когда вы услышите её от кого-нибудь, посоветуйте ему вспомнить школьный курс физики. Для того, чтобы понять реальное положение дел, потребуется некоторая концентрация внимания и несколько минут времени, но разобравшись однажды в процессах внутри маркера, вы будете избавлены от необходимости верить всякой чепухе.
Что подразумевается, когда кто-либо говорит "стреляет сильнее"? Обычно такой человек имеет в виду, что получил попадание, более болезненное, чем от других выстрелов. Вся разница заключается в том, что "сильный выстрел" - это почти всегда попадание шара, имеющего более высокую скорость, чем остальные. Надеюсь, вы помните, что кинетическая энергия есть масса, умноженная на квадрат скорости - вот этот квадрат и стучит. Для полного понимания надо разобраться в нескольких вещах:

[ Скорость ]

В пейнтболе мы используем хронограф для измерения, с какой скоростью шар вылетает из маркера - выстрел над хронографом и на табло появляются цифры, указывающие скорость шара в футах в секунду (1 ф/с примерно равен 0,3 м/с). В России традиционно на полях принят лимит скорости 300 ф/с (в Америке этот лимит устанавливается только на турнирах, на коммерческих играх он ниже - примерно 280-285 ф/с для открытых полей и меньше 250 для игр в помещении), который во всем мире считается максимально допустимым для любых маркеров. Независимо от того, что является источником газа в вашем маркере - 12тиграммовый баллончик или 2хлитровая колба, маркер должен быть отрегулирован на стрельбу со скоростью меньше предельной.
Законы динамики и кинематики позволяют вычислить дальность полета шарика 68го калибра, зная его вес, скорость вылета и угол возвышения ствола - до его падения на землю. Независимо от источника газа действуют одни и те же законы физики. Шар вылетает из ствола, через некоторое время достигает максимальной скорости и затем начинает терять ее под действием сопротивления воздуха. Таким образом, при прочих равных условиях, попадание с расстояния 3 метра всегда будет "сильнее", чем с 15ти - потому, что у шара на расстоянии 3х метров от среза ствола скорость выше, чем на 15ти метрах.
Та же динамика позволяет вычислить ударный импульс шара - произведение его скорости и массы. Поскольку практически все выпускаемые ныне шары различаются по весу весьма незначительно, все упирается в скорость. Именно поэтому главным ограничением является скорость вылета, а не вес или тип шара.
Емкость источника газа не имеет значения - одинаковое попадание можно получить и от маркера с 20ти унцовым (1 унция - примерно 30 грамм) баллоном, и от пистолета с 12ти граммовым баллончиком, поскольку разница в размере влияет на количество выстрелов, а не на скорость вылета.
Для того, чтобы маркер имел более высокую или низкую скорость вылета, его регулируют или заменяют некоторые детали. Каким образом? Есть несколько путей. Например, можно заменить пружину, или клапанные трубки, или ствол, или что-нибудь еще.
Параметры атмосферы, в особенности температура и влажность, тоже могут влиять на скорость вылета, поскольку заметно воздействуют на СО2 - они воздействуют и на сам маркер, но на СО2 существенней. Опять же - влияние температуры и влажности не зависит от размера баллона.

[ Так откуда возникла эта лажа? ]

Во-первых, глядя на большой баллон, люди допускают обычную подсознательную ошибку, считая, что чем больше источник газа, тем больше энергии он может отдать на каждый выстрел.
Во-вторых, когда любой баллон почти пуст, скорость вылета заметно падает и начинаются "недолеты". Понятно, что маленькие баллоны при том же количестве выстрелов оказываются пустыми чаще, чем большие, и, соответственно, чаще дают "недолеты" - медленные и вялые выстрелы. Отсюда делается неверный вывод, что маленький баллон - слабый источник энергии.
В-третьих, опытные игроки чаще играют с большими баллонами. Но при чем тут это? А вот при чем: все мы знаем, что у новичка гораздо больше шансов быть подстреленным, мало того, более опытные игроки стараются стрелять наверняка и часто. Новички частенько появляются на играх в легкой маечке под камуфляж (мы-то хитрые, надеваем толстый свитер) и чаще попадают под огонь с коротких дистанций - в результате обхода или собственного безрассудной атаки. Иными словами, новички чаще получают "сильные" попадания от более опытных противников, чаще играющих с большими баллонами. То есть, хотя между "силой" выстрела и размером баллона и есть определенная связь, но эта связь косвенная, а не прямое следствие - новички же упускают всю промежуточную цепочку и напрямую выводят "силу" выстрела от размера баллона.
В-четвертых, иногда маркеры "заливает" - когда в них поступает жидкая углекислота. Особенно часто это случается с маркерами, в которых баллон вворачивается в задний адаптер и одновременно служит прикладом, но может происходить и с маркером с заспинным баллоном. Маркеры рассчитаны на работу на газообразном СО2 - нажал на спуск, выпустил сжатый газ из камеры. Он начинает стремительно расширяться и "выдавливать" шарик из ствола. Но в процессе увеличения объема газа падает его давление (формулу Менделеева-Клапейрона помните?). То есть, шар приводится в движение расширяющимся газом, который быстро теряет давление. Если же маркер заливает жидким СО2,то выстрелы будут быстрее ("сильнее"), поскольку одинаковый со сжатым газом объем жидкой углекислоты даст при расширении в несколько сот раз больший объем - при этом шар приводится в движение газом, который практически все время выстрела находится под одинаково высоким давлением и, значит, шар набирает более высокую скорость.

[ Как с этим бороться? ]

На хронографировании опытный судья может искусственно "залить" маркер и проверить, какую скорость он при этом покажет. Залитый маркер обычно выдает облако плотного белого тумана при каждом выстреле. Тем не менее, даже такой маркер должен быть отрегулирован по скорости вылета. Если такая проверка не была произведена и в ходе игры маркер "залило", то попадание из него будет весьма болезненным. Если же при этом у него большой баллон, то пострадавший непременно увяжет его размер с "силой" выстрела и поверит, что чем больше баллон, тем мощнее выстрел.

[ Хронографирование ]

Понятно, что при недостаточном или неверном хронографировании в игре может оказаться маркер, стреляющий с превышением лимита скорости (если же это результат сознательных действий игрока - стыд и позор такому злобному кукишу). В идеале, каждый маркер нужно хронографировать перед каждой игрой, но как минимум - все маркеры должне время от времени проверяться в ходе игрового дня. Необходимо тщательно обучать судей, чтобы они понимали физику работы маркеров и умели проверять скорость "залитого " маркера. (У америкосов помимо стационарных хронографов по полю еще мотаются судьи с ручными хрониками, которые могут проверить скорость прямо в процессе игры. Игрок с горячим маркером немедленно удаляется с поля, а на некоторых полях и не допускается к последующим играм.)

[ Правда ли, что полуавтоматы стреляют "сильнее", чем помпы? ]

Теперь, прочитав все, что написано выше, вы сами без труда ответите на этот вопрос - дело не в типе оружия, а в скорости вылета, которая у полуавтоматов должна быть не выше тех же самых 300 ф/с и которая может быть превышена только случайно.

[ Правда ли, что шары взрываются? ]

Нда. Пейнтбольный шарик - желатиновая капсула (такая же, как во многих лекарственных препаратах или витаминах) с нетоксичной водорастворимой жидкостью на растительных красителях внутри. Взрываться там совершенно нечему. Кроме того, в маркере не происходит никаких процессов сгорания или взрыва, капсула же разваливается от динамического удара о препятствие, а вовсе не взрывается. Откуда тогда появилась эта дичь? Скорее всего, люди, не дающие себе труда задумываться, полагают, что при выстреле из любого "оружия" должно происходить сгорание или взрыв и втупую путают шарик с пороховым зарядом.

[ Правда ли, что маркер - огнестрельное оружие? ]

Стоп-стоп-стоп, мы-то с вами знаем, что к чему, но если же нам задали такой дурацкий вопрос, надо же отвечать и отвечать грамотно. В огнестрельном оружии металлическая пуля выталкивается из ствола расширяющимся газом, образовавшимся при сгорании порохового заряда после взрыва капсюля. Маркер же выталкивает из ствола желатиновую капсулу силой расширения сжатого газа, являясь пневматическим устройством. По законодательству России и большинства стран мира делается четкое различие между огнестрелкой и пневматикой, наше снаряжение нигде в мире не считается огнестрельным. Правда, в некоторых местах законодательно пневматику приравнивают к боевому оружию по степени опасности (например, так сделано в Калифорнии - с целью ограничить свободную продажу пневматики лицам до 18 лет) или по каким-то иным параметрам. Тем не менее, у этой сказки есть вполне реальная основа: существует "пороховой" пейнтбол. Но в нем употребляется настоящее боевое оружие со специальными вставками в стволы и унитарными патронами, в которых вместо пули - желатиновый шарик. Такая забава - удел тренировок спецназа и весьма дорогостоящее занятие. Даже заводская цена одного такого выстрела составляет 3,5-4 доллара. Понятно, что ни о каком широком и, тем более, коммерческом распространении "порохового" пейнтбола не может быть и речи, да и маркер наш как был, так и остается пневматическим устройством.

[ Правда ли, что для игры годятся любые старые очки? ]

Щас, разбежались. Ни в коем случае нельзя играть в пейнтбол, не имея специальных очков! Ни горнолыжные, ни мотоциклетные, ни стрелковые ни даже штурмовые очки не испытываются на попадание шара, они предназначены только для защиты глаз от встречного ветра и пыли. Если вы считаете, что два глаза для вас многовато - тогда никаких проблем, одевайте хоть солнечные очки. Если вы придерживаетесь другого мнения - носите только пейнтбольные очки и маски, которые можно приобрести или взять напрокат на поле.

[ Правда ли, что играть можно только командой и только со своим маркером? ]

Конечно, если вы желаете играть в команде, вы можете присоединиться к существующей или создать свою. Кроме того, всегда интереснее играть со своей группой, но нет никаких ограничений на численность группы (группа - слово счетное, как в коробке конфет может остаться одна конфета, так в группе может быть только один человек) - можно играть и в одиночку. Для этого необходимо созвониться с пейнтбольным клубом и узнать, когда можно принять участие в игре вместе с какой-либо другой группой. Судьи поделят всех участников на равные команды и - вперед! Если же вы со своими друзьями желаете играть без посторонних, то об этом тоже можно договорится. Маркер совершенно необязательно покупать сразу. Практически на любом поле в мире их можно получить в прокат вместе с маской и камуфляжем, ну на всякий случай позвоните заранее и проверьте.

[ Правда ли, что нельзя играть без камуфляжа? ]

Нуу, это неправда. Надевайте старые джинсы, кроссовки да темный свитерок - и всех делов, вы готовы к выходу на игру. Основные причины, по которой народ воюет в камуфляже - лучшая маскировка и меньше возни со стиркой. Кроме того, камуфляж обычно делается из толстой и прочной ткани, которая лучше защищает вас от царапин и прочих мелких неприятностей. Вообще, защитная одежда и снаряжение не обязательны, но весьма рекомендуются: очень полезно носить маски с полным забралом и защитой для ушей, на голову невредно надевать бандану или бейсболку, хорошо прикрыть шею платком, а лапы - перчатками, даже простыми ткаными с полупальцами.

[ Правда ли, что...
...в пейнтбол играют невменяемые милитаристы, которые мечтают о карьере наемника где-нибудь в горячей точке? ]

Да! Да! Да! Мы все - отпетые мерзавцы и негодяи, спим с пистолетами под подушкой, храним скальпы и отрезанные уши убитых нами врагов, перекусываем зубами гвозди и пьем кровь христианских младенцев. Не верите??? Приходите на поле - мы вам покажем кузькину мать!!!

Максим Погуляевский,
Нью-Йорк.

Goto TOP

Новенькое Основы Игра Барахолка Техничка Судейство Календарь Команды Журнал Связь

Property of "Action Paintball Games".
All rights reserved. 1997-1999©.
Design by "Sherebon's Studio & C°"
All rights reserved. 1999©.
Home Поиск по серверу Карта сервера Напиши письмо Содержание Фотогалерея Линки