Шесть глаз, четыре руки - идеальный судья

Ну вот, после всеобщего одурения от еженедельных турниров 94-96 годов и стрррашного удара, постигшего спортивный пейнтбол в августе прошлого года, понемногу возрождается турнирная жизнь. И снова становится видна большая-пребольшая проблема: отсутствие профессионального судейства. Даже не вдаваясь в хитросплетения правил, которые судья обязан не только знать, но и понимать и чувствовать, в работе полевого судьи есть много тонкостей, о которых и поговорим нынче.

Так же как и сама игра, судейство - дело командное и от сыгранности состава, от того, насколько хорошо руководит маршал (старший судья) своей бригадой, во многом зависит качество работы. Опытные судьи делят поле на зоны ответственности и стараются не пересекаться, дабы не пихать друг друга локтями. У необстрелянных же чаще всего в одном месте толкутся 2-3 судьи, а большая часть поля вообще обделена судейским вниманием. Так же и с движением - судья не должен ползать по полю, как сонная муха, а вовремя появляться именно там, где может потребоваться его участие. Пожалуй, единственное допустимое исключение - сам маршал, который должен обозревать всю поляну целиком и направлять судей, если они сами не успевают.
В идеале бригада должна обеспечить игрокам возможность не отвлекаться на пятиминутные безумные вопли "Судья, проверь его, проверь его, проверь его!!!", не назначать нейтральных пейнтчеков (да, придется поизворачиваться, поползать вокруг игрока, не мешая ему стрелять при этом). Хороший судья должен выделить в своей зоне ключевого игрока и постоянно контролировать его (не надо, конечно, стоять в полуметре от него - и сам шар получишь, и игрока спалишь), причем желательно расположиться так, чтобы увидеть возможное попадание - то есть, смотреть на вероятную зону поражения, не иметь между собой и игроком препятствий и т.п. Ну и при этом невредно бдеть за всем остальным участком и полем вообще хотя бы краем глаза.
Любое свое решение судья обязан довести до исполнения (излишне повторять, что менять свои решения в ходе игры - плохо), даже если случилась ошибка, то решение судьи все равно должно быть выполнено, оспаривать его можно потом, при подписании протокола. И любое свое решение судья должен довести до сведения всех находящихся на поле - голосом и жестами. Сколько раз приходилось видеть, когда судья, пробормотав себе под нос "Аут!", удивляется, что стрельба по пораженному игроку продолжается. Уж коли кричать "Аут!", то так, чтобы пораженный, прибитый аккустическим ударом, даже не мог помыслить возражать судье. Столь же громко должны подаваться и общие команды - к началу и окончанию игры. Давать перед началом игры отсчет "десять-девять-восемь-семь..." нецелесообразно - и дыхалку собьешь, и слишком велик соблазн у игроков рванутся вперед на счет "один", не дожидаясь команды "В игре!", лучше объявить "Минута (или полминуты) до начала игры!" и через 60 (или 30) секунд подать стартовую команду. Подавая команду жестами, желательно придерживаться принятой в мире системы - игрокам не придется каждый раз изучать и запоминать новую систему сигналов, и на выезде проще будет, и не надо велосипедов изобретать. Некоторые судьи используют для обозначения команд флажки, но судья должен иметь хронометр, шомпол, тряпку для брызг, желательно - радиостанцию, так что для флажков потребуются еще пара лишних рук (да и вообще, флажный семафор хорош на флоте, на расстояниях 1-2 кабельтова, а не на наших 40-50 метровых площадках).
Работа судейской бригады начинается задолго до стартового свистка - пора прекращать это разгильдяйство, когда команда является на хронографирование с опозданием, в таких случаях, если не было изменений в расписании, надлежит беспощадно записывать баранки - это спорт и относится к нему надо соответственно. Хронографирование - отдельная тема, хочется только напомнить, что дело не только в соблюдении правил, но и в безопасности судей на поле.
Коли пошла такая тема, можно подумать и о собственной шкуре. Для начала невредно под судейский жилет надеть что-нибудь плотное, типа толстовки, и особенно важно прикрыть голову, поскольку по ней слишком часто достается шаром. Судьи в европах и америках не стесняются накидывать на голову махровое полотенце - и уши целы, и шея прикрыта. Кроме того, судья ни в коем случае не должен стоять на линии огня - во-первых, чтобы не мешать игрокам, а во-вторых, даже если он стоит не между стрелком и целью, чтобы не превращаться самому в мишень. Ну и если уж совсем тяжко (к примеру, судье достался центр поля, где стоит непрерывный свист шаров), то судить можно и лежа на пузе - шары крайне редко летают ниже 40-50 сантиметров от земли.

Макс Османов

Goto TOP

Новенькое Основы Игра Барахолка Техничка Судейство Календарь Команды Журнал Связь

Property of "Action Paintball Games".
All rights reserved. 1997-1999©.
Design by "Sherebon's Studio & C°"
All rights reserved. 1999©.
Home Поиск по серверу Карта сервера Напиши письмо Судейские знаки Правила Практикум