Биография
Книги
Статьи


Контакт:
Вы можете написать
письмо Олегу Кривцуну по адресу:
kriol@deol.ru



ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА


    ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА - исследовательское направление в эстетике, изучающее фундаментальные принципы бытия искусства, бытийную сущность его символики. Первоначальное русло онтологии искусства было связано с изучением способа бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта, анализом онтологического статуса искусства, степени объективности его содержания, форм его зависимости (независимости) от воспринимающего субъекта и историко-культурного контекста.
    Сам по себе музыкальный текст или текст пьесы, романа есть не что иное как физический объект, запечатленный в нотах, типографских знаках; статус произведения искусства он приобретает только тогда, когда актуализируется и воспринимается заложенное в нем содержание. Уже со времен Канта стало общезначимым заключение: процесс распредмечивания содержания произведения возможен лишь в случае соединения интенции художественного текста с действительным опытом индивида. Более того, сам факт новых и новых приближений к уже известному произведению - инсценировки, трактовки, вариации - свидетельство онтологической неисчерпаемости, таящихся в нем "резервов смысла". Отсюда высказываемое суждение, что настоящий смысл произведения искусства есть совокупность всех исторических смыслов, для которых оно дает повод.
    В XX веке проблемы онтологии искусства активно разрабатывались в феноменологии Э.Гуссерля, экзистенциализме М.Хайдеггера, структурализме Р.Барта. Главный лейтмотив их поисков в этой сфере - каким образом посредством искусства человек может прикоснуться к глубинным структурам бытия? Какой должна быть идеальная модель художественного восприятия, преодолевающая поверхностный психологизм, очищающая восприятие от случайных ("неподлинных") онтологических знаков, символов? В какой мере через художественное переживание можно проникать в сущностные характеристики бытия? Таким образом XX век привнес значительное обогащение в трактовку проблем онтологии искусства. Исследование уже не ограничивается ролью материального носителя произведения искусства и воспринимающего субъекта в процессах смыслопорождения. Речь идет о соотнесенности художественной символики с сущностными основами бытия.
    Благодаря новым и новым интерпретациям произведение искусства постоянно возрождается. При этом оказывается, что власть хозяина этого текста - его автора - над дальнейшей жизнью художественного языка - достаточно мнимая. С этим наблюдением связана известная концепция "смерти автора" Барта. Вся множественность исторических биографий текста, по его мнению, "фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель", "рождение читателя приходится оплачивать смертью автора". "Смерти автора", способствуют и возможности текста к самоорганизации: самые оригинальные авторские замыслы вступают в компромисс с надличностными языковыми формами и приемами данной культуры, самостоятельные законы рождающегося живого текста порой действуют неодолимо.
    Произведение искусства предполагает широкое, но не беспредельное поле для интерпретаций; художественная форма задает им определенное направление, по которому можно долго двигаться, но только в его рамках, тогда трансформация онтологических смыслов будет подобна естественному прорастанию зерна. Условие многовековой <прочности> и открытости произведений, определяемых как классические, заключено в таком качестве художественной формы как полисемия, многозначность. Именно отсюда исходит правота нередко звучащего утверждения, что художественный мир может ощущаться более подлинным, чем реальный. Сгущение художественной символики образует такой ландшафт, что онтологически он воспринимается как более богатый, чем мир обыденный. Через особую конфигурацию ключевых символов, повторяющихся "эмблем" и лейтмотивов проглядывает всепорождающая стихия бытия. На достижение такого эффекта, по сути, и претендует любой художник - быть не своим собственным глашатаем, но "глаголом универсума". Его экзистенциальная тоска во многом и выступает как побудительный мотив творчества, позволяющий искусству осуществить прорыв сквозь устоявшиеся мифологемы и рутинный порядок в непредсказуемые глубины космоса, в новые резервы бытийного смысла.
   Лит.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.1988; Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М.1995; Кривцун О.А.Эстетика (Раздел <Онтология искусства>); Муратов А.Б. Феноменологическая эстетика начала XX века и теория словесности.СПб.1996; Муриан И.Ф. Искусствознание и история искусства. Онтологические задачи. // Вопросы искусствознания.1996.№ 2.
   
   



Вернуться к списку статей.

base_bot.gif (2345 bytes)