Биография
Книги
Статьи


Контакт:
Вы можете написать
письмо Олегу Кривцуну по адресу:
kriol@deol.ru



ИСКУССТВО


   
   ИСКУССТВО - форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, цвета, света, природного материала и т.д). Особенность творческого процесса в искусстве - в нерасчлененности его субъективно-объективной обусловленности. Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства в своем бытии обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, а также способ его восприятия свидетельствуют уже не только о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре породившей его эпохи.
   Тайна рождения произведения искусства во все времена выступала предметом активных дискуссий. Из "вещества жизни" - разрозненного, эклектичного, лоскутного - художник создает "вещество формы". Размышляя о тайне этого преобразования, философия и эстетика разрабатывали представления о специальных механизмах - энтелехии (Аристотель), художественном метаболизме и др. Не раз отмечалась одна из самых больших загадок искусства, состоящая в его умении представить ограниченность жизненных коллизий разных эпох через безграничное разнообразие художественных форм, умение добиваться беспрерывного художественного обновления "одной и той же жизни". В этом - причина того, что исторически складывающаяся форма любого произведения искусства отражает не только характер мастерства и художественных традиций эпохи, но выступает источником нашего знания о человеке: понимания того, как изменялись способы его восприятия и чувственности, каким он видел или хотел видеть себя, как развивался его диалог с внутренним миром, перемещался избирательный интерес к окружающему и т.д. Эволюция художественных форм, взятая в мировом масштабе, прочерчивает грандиозную траекторию движения человеческого духа.
    Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводим на язык понятий, невыразим до конца никакими иными средствами. В этом находит свое подтверждение идея самоценности искусства. Парадокс состоит в том, что только в том случае искусство способно удовлетворять художественную потребность, когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Лишь обнаруживая свою изначально самобытную, уникальную природу, не замещаемую никакой иной - моральной, религиозной или научной деятельностью - искусство выступает оправданием самого себя, утверждая необходимость своего места в жизни человека.
    Идея самоценности искусства чрезвычайно трудно пробивала себе дорогу в истории. Эволюция представлений о природе художественного простиралась от утверждения ценности чувственно-пластического совершенства к приоритету знаково- символической стороны в средневековье, от поисков утопической красоты идеального мира в Возрождении к культу импульсивности и чрезмерности барокко, от канонического равновесия классицизма - к метафорической углубленности и психологической задушевности романтиков.
    Пройдя сквозь сложные историко-культурные лабиринты, идея самоценности искусства восторжествовала в творчестве романтиков, в немецкой классической эстетике. При этом оказалось, что только обретая цель в самом себе, искусство оказывается способным к глубокой культуросозидательной роли - восполнению ущербности человеческого бытия. Таким образом можно зафиксировать определенный парадокс, схваченный и разработанный мыслителями начала XIX века: искусство становится по-настоящему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредоточивается на самом себе; другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусство способно реализовывать себя как уникальная деятельность, значимая и за своими пределами.
    Каждая художественная эпоха не оставляла после себя незыблемой нормы, демонстрировала разные эстетические свойства и безграничные возможности искусства. В этой связи всякий раз оказывалась подвижной и трактовка самого феномена искусства. Абсолютизация любых нормативных и "ненормативных" теоретических манифестов искусства разбивалась новыми волнами художественно-творческой стихии. Идеи о смерти искусства либо декларации о бессмертии иных стилистических форм опровергались продуктивностью новых художественных стадий. Все это убеждает в том, что любые философские дефиниции искусства продуктивны тогда, когда вырастают на основе тщательного анализа исторического материала, они не могут "спускаться" как отвлеченные абстрактные конструкты.
    В этой связи особенно важен принцип историзма в изучении столь близкой и существенной категории эстетики как художественное сознание. До недавнего времени история художественного сознания отождествлялась с историей эстетической мысли. История художественных представлений разных эпох сводилась к перечню того, что сказал об искусстве один, другой, третий философ. В исследовательских работах, стремившихся рассмотреть содержание художественного сознания более широко, основное внимание уделялось разработке теоретической конструкции этого понятия. Дальше дело не шло, в итоге понятие художественного сознания застывало в своем надвременном, безликом содержании.
    Художественное сознание эпохи вбирает в себя все наличествующие в ней рефлексии по поводу искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, художественные потребности и художественные идеалы эпохи, эстетические концепции искусства, художественные оценки и критерии, формируемые художественной критикой и т.п. Всю эту многоаспектность художественного сознания и её историческую подвижность можно раскрыть только в опоре на анализ и обобщение реальных фактов искусства. Это обстоятельство чрезвычайно важно, ибо художественное сознание эпохи выражали не только философско-художественные теории; в сложении художественного сознания каждого исторического этапа участвовала творческая практика всех видов искусств, культивируемые массовые формы художественного досуга и др. Изучение закономерностей эволюции истории художественного сознания в таком объеме аккумулирует его реальное содержание, и не сводится к узко понятой истории эстетической мысли как "истории головастиков" (Л.Февр).
    Большое значение для понимания предназначения, возможностей и роли искусства имеет давняя и малоразработанная проблема историзма художественных потребностей. Представления о предназначении искусства все время менялись. Ответы, предлагаемые философией и эстетикой разных эпох на этот счет, со временем обнаруживали свою ограниченность. Искусство всегда обладало неиссякаемой способностью расширять круг своих возможностей. От первоначальной способности фокусировать в художественном произведении все самое совершенное, что художник находил в мире (античность, Возрождение), искусство переходило к умению воплощать в художественном образе эзотерическое знание, невидимые смыслы и сущности (средневековье, романтизм, символизм, экспрессионизм) и т.д.
    Накопленный искусством опыт взаимопроникновения чувственно-материальной формы и скрытого духовно-психологического содержания лег в основу гегелевской концепции искусства как идеального, выраженного в реальном ("абсолютной идеи в её чувственном инобытии"). Гегель видел истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира, опосредованно. Этот ответ в последующем многократно дополнялся и модифицировался. Действительно, любое содержание, выраженное опосредованно, кажется человеку более богатым, представляет для него особую ценность. Через язык символов, намеков, мерцающих нюансов рождается художественная реальность, недосказанность и невыразимость которой проявляет себя как нерастраченная энергия. Возможность сделать внутреннее - явным, бесконечное - конечным способствовало сложению взгляда на искусство как дополнение, завершение и оформление неуловимой сущности бытия.
    Заглядывая дальше, с иных исторических дистанций мыслители приходили к выводу, что потребность наслаждения собой в чувственном предмете не исчерпывает всех объяснений потребности в искусстве. Важно было придти к пониманию, что образы искусства - не только знак внутреннего, но вся полнота жизни. Иначе: сама жизнь в её ключевых символах, пороговых моментах, предельных мигах бытия. Художественное иносказание, оставляющее люфт для домысливания, интуиции, иррационального так или иначе удовлетворяло глубинную тягу человека к закрепляющей структуре, выражало эту структуру в художественной картине мира. Утверждение искусством вечности циклов языческого мира либо отрицание искусством вечности посюстороннего мира - любой из ответов служил установлению отношений человека и мира, способов общения человека с другими людьми. Сказанное - значит оформленное, понятое, владеющее тем или иным принципом. Творя собственный мир, искусство упорядочивало восприятие мира окружающего, помогая человеку в ориентации. Каждая эпоха осуществляла "онтологическое вбрасывание" в искусство собственной сущности; художественные произведения хранили, излучали и возвращали эту сущность современникам. Вырабатываемые искусством культурные коды, до того как они превращались в мифологему, хотя бы на время создавали у человека сознание "хозяина", иллюзию владения окружающим миром.
    Ситуация, развернувшаяся в новейшее время (XX век) получила осознание как <неклассический> период развития искусства. Поколеблены многовековые представления о предметности художественного образа, истоках его содержательности. Стала доминирующей идея об отделимости художественных смыслов от предметности реального мира, о нетождественности художественных идей и вещественности, художественных смыслов и событийности знакомой реальности (Х. Ортега-и-Гассет, Н. Саррот, Р. Гароди). В XX веке искусство встало перед необходимостью подтвердить свой высокий статус, доказывая, что ему под силу выразить и утвердить в сознании современников новые онтологические связи, даже если для этого придется прибегнуть к радикальной ломке имеющихся средств, изобретению нового говорящего художественного языка.
    Современная философия и эстетика, отвечая на вопрос - каков баланс эволюционности и революционности в современных художественных процессах - исходят из убежденности в том, что в силу самой своей природы искусство в одном отношении олицетворяет наличный человеческий опыт, в другом - преодолевает этот опыт. Потенциал человека становится неизмеримо сильнее и богаче, когда он смело обращается к неизведанному, раздвигает горизонты, переживает новые конфликтные ситуации. Искусство новейшего времени всячески культивирует эту великую страсть жизни к расширению своих границ, неистребимую тягу человека к восхождению в неизведанное, неограниченность устремлений человеческого духа, его подвижность, раскованность, незакоснелость. Именно благодаря этому свойству искусство смогло стать панорамой, отразившей цепь последовательных "открытий человека" в ментальной истории последних двух тысячелетий.
    Возможность пересматривать бытующие духовные стереотипы, выбирать среди множества накопленных культурных представлений и приоритетов, сомневаться в абсолютности найденных ответов, то есть находиться в движении непрерывного поиска - важнейшее завоевание искусства прошедших столетий. Таким образом, одной своей линией помогая процессу адаптации человека к окружающему миру, другими своими способностями искусство всегда стремилось эту адаптацию разрушить, разбивая автоматизмы восприятия, формируя тип человека, знающего осуществление, но не знающего осуществлённого. Именно такой способ бытия и культивирует искусство XX века, побуждая человека не замыкается в границах однажды найденных и освоенных мифологем, постоянно ощущать безбрежность окружающего мира, понимая важность столь же безграничного возделывания себя.
    Безусловно, ни один из ответов на такой вечный и сложный вопрос - зачем человеку необходимо искусство - не может быть полным и окончательным. Все содержание современной эстетической науки и ориентирует на его поиск, делая предметом анализа разные интеллектуальные традиции и подходы, непохожие тенденции художественного творчества в разных культурно-исторических системах координат.
   Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.1979; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.1996; Вартанов А.С. От фото до видео. (Образ в искусствах XX века). М.1996; Вещь в искусстве. М.1986; Гароди Р. О реализме без берегов. М.1961; Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность. Визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск. 1991; Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб. 2000; Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.1990; Коллингвуд Д. Принципы искусства. М.1999; Кривцун О.А. Общая теория искусства // Кривцун О.А. Эстетика. М.1998; Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.1974; Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.1982; Махлина С.Т. Реализм и условность в искусстве.СПб.1992; Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М.1988; Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.1983; Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.1994; Норенков С.В. Архитектоника предметного мира. Нижний Новгород. 1991; Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.//Его же. Эстетика. Философия культуры. М.1991; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.1974; Роднянская И.Б. Художественность.// Литературный энциклопедический словарь. М.1987.; Самохвалова В.И. Язык искусства. М.1982; Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. М.1991; Синцов Е.В. Рождение художественной целостности. Казань.1995; Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе. // Aequinox. М.1993; Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.1992; Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.1987; Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.1976.
   
   



Вернуться к списку статей.

base_bot.gif (2345 bytes)