DEOL

ZyXEL

Первая часть I Вторая часть

При разработки мер и приемов активизации социальной и экономической жизни пожилых людей в нашей стране нужно иметь четкие ориентиры - на что все это должно быть направлено. Если ставить во главу угла, актуальное для нашей страны в текущее время положение - выборы, с учетом, что пожилые люди являются весьма многочисленным и неоднородным электоратом, то это решать не сложные и сиюминутные задачи. Так, на Западе, отработанный годами механизм выборов жестко не зависит, будут или не будут в основной массе голосовать сеньоры и за кого они проголосуют (Х.Й. фон Кондратовиц). В нашей стране пожилые люди - наиболее активная часть электората, влиять на выбор которой нравственно не позволительно. От благополучия и активности наших сеньоров зависит, скорее всего стабилизация в нашем государстве. Если чего в нем, прежде всего и не хватает, то именно нравственной силы. При этом, речь идет, конечно, о третьей и четвертой группах пожилых людей, описанных выше.

Вторым качество (после - моральной силы) пожилых людей (всех, без исключения) является внутреннее достоинство. «Старик это звучит гордо!» - слова одного из героев Михаила Ульянова. Если взять во внимание эти два свойства пожилого человека, то становится очевидной ошибочность многих психологических типологий пожилых людей, построенных на основании или умозрительных суждений или анкет. «Старость не должна быть многословна» - утверждали и Гоголь, и Тургенев. Поэтому, всякие мероприятия, типа выступление пожилого человека перед молодежью, с целью поделиться с аудиторией жизненным опытом, или советы ветеранам писать мемуары, - это непродуктивно и изначально ошибочно. Во все времена летописцами были единицы, которых не нужно было как - либо стимулировать, чтобы они писали. Они творили и в темницах, и под пулями, и - питаясь сырой водой и коркой черного хлеба. Мемуаров непрофессионалов, творчески для этого не наделенных людей, ждет учесть «Малой земли». Старость нельзя заставить творить. В этом нет никакой необходимости. Японская мудрость гласит: «С нами не случится ничего плохого, если среди нас тихо присутствует Старик».

Точно также (чаще всего как продукт психологического анкетирования) ошибочно к типологии стариков относить негативные свойства характера, якобы присущие самой старости: эгоизм, эгоцентризм, нетерпимость, неуживчивость, жадность, сварливость, завистливость, вплоть, до различных маний (ущербности, обнищания, преследования и т.д., и т.п.). Конечно, все это может иметь место, если человек болен. Но причем здесь старость? В выше названной книге Хелен Браун хорошо развенчан миф об особой психологии старости. Подобные черты могут быть присущи людям любого возраста.

Нравственная сила и достоинство - вот основные составляющие характер пожилых людей. Правда, наряду со страхом смерти. Конечно, и это нужно подчеркнуть, страх смерти не обязательно выступает в качестве навязчивой идеи пожилого человека. Он вполне может быть вытесненным, сублимированным (особенно, у творческих личностей). При любых индивидуальных или массовых воздействиях на пожилых людей, любая работа с ними с целью активизации их жизни, должны опираться на эти три фундаментальных качества пожилого человека. Больше того, эти свойства личности в старости, определяют и формы, и содержание и стиль активизации жизни и поведения сеньоров. Нравственное начало пожилого человека, как и его достоинство - обнажены, находятся на поверхности его Я. Поэтому требуют родственного себе отношения. История человечества (не будем приводить примеры, чтобы не было не нужных аберраций) показывает, что чем нравственнее основания общества, тем лучше в нем положение пожилых людей и тем полноценнее их жизнь. Точно также и в отношении к достоинству человека. Только в нравственно ослабленных обществах, даже если они социально стабильны и экономически богаты, старость ассоциируется с некоей ущербностью (как и слово «пенсионер»). Хотя выше сказанное не всегда предстает в однозначном виде. В Израиле пожилые люди наиболее во всех отношениях благополучны, чем в любой западной стране. Но там есть некие свои особенности, связанные с культурно-исторической традицией народа: каждый еврей со времен Моисеевых больше всего не хочет, быть обузой своим родным и близким. Поэтому, в Израиле старики работают, несмотря на высокие пенсии и социальное и семейное благополучие до конца своих дней или сил. Но, точно также и еврейские дети. И это считается и нормальным, и моральным, и достойным положением вещей для пожилых людей. В нашей стране «пенсионер». До сих пор люди неохотно уходят на пенсии. Многие, же выйдя на пенсию, быстро пополняют ряды социально апатичных.

Что касается страха смерти, имманентно и перманентно присущего старости, то это социально-медицинская проблема, требующая двух, совершенно разных решений. С одной стороны, организации различных по объему оказываемой мощи и оперативности социально-медицинских служб (от консультативно-профилактических амбулаторных центров, до стационаров). Особенно эти службы необходимы для находящихся практически на постоянном лечении так называемых хронических больным, с многими заболеваниями. Основным методом социальной медицины в оказании помощи пожилым людям со страх смерти (который как устанавливается социально-медицинским обследованием) будет направленная психоделическая психотерапия. Так как страх смерти - сильно индуцируемое явление (психиатры и психотерапевта, занимающиеся семейной психотерапией, знают, что в семьях и коллективах, где проживают пожилые больные люди, ожиданием смерти этих людей «заражены» все, от мала до велика), психоделическая терапия должна быть семейной или коллективной.

Здесь мы рассматриваем фундаментальные основания для оказания активизирующей жизнедеятельность пожилых людей помощи. Конечно, подразумеваются все те социально-бытовые мероприятия, которых, как например, вовремя выплачиваемая пенсия и соответствие ее прожиточному уровню пожилого человека, или открытие магазинов, где необходимые для пожилого человека товары будут продаваться в доступных для них ценах. Исходя из нашей действительности, скорее всего для решения подобных бытовых проблем пожилого населения, придется опираться на благотворительные организации. Но вот на что нужно обратить особе внимание. Распределителя благотворительной помощи, в какой бы форме она не оказывалась, должны быть сами пожилые люди. Как показал опыт Новозавидовского фонда милосердия и здоровья (который, кстати, широко изучается и за рубежом. В сентябре текущего года учредитель фонда - а ей сейчас 81! год! - была приглашена в США для обмена опытом международной организацией Mobility International USA) это можно осуществлять по территориальному принципу. Нужно по-прежнему констатировать, что основным источником доходов пожилых людей остается пенсия, которая составляет меньше половины средней заработной платы. Либерализация цен в 1992 году лишила пенсионеров сбережений (значительный негативный фактор для морального самочувствия пожилого человека!), пенсии уменьшились более, чем в два раза. Реформы лишили также пожилых людей возможности продолжать работу. Так, в 1995 году удельный вес работающих пенсионеров по старости составлял всего 25%. В бюджетной сфере, где в основном работали люди предпенсионного возраста, распространялась практика досрочного вывода сотрудников, особенно женщин на пенсию. На рынке занятости пенсионеры не могут конкурировать с молодыми и более образованными людьми. Материальное положение наших пожилых людей до сих пор близко к уровню физического выживания. В таких ли условиях говорить о достоинстве сеньоров, глубинном чувстве Я, социально обусловленном? Поэтому, в комплексе мер социального стимулирования активности пожилых людей, безусловно, на первом месте будет материальная помощь. Материальная помощь может идти по разным каналам, наиболее эффективный и «короткий» здесь путь, по нашим данным, все же остается благотворительность.

В отношении материальной необеспеченности пожилых людей наша страна (наряду со странами бывшего СССР и некоторыми странами бывшего социалистического лагеря) находится в уникальном положении, несравнимым даже со слаборазвитыми странами. Ничего подобного нет на Западе. Так (по нашим данным международного эксперта) В Германии, например, самая старшая возрастная категория населения (70-85 лет) является наиболее обеспеченной благодаря «публичной» (накопленной) пенсионной системе. К «бедствующей» группе относятся граждане в возрасте до 45 лет из-за кризиса на рынке труда. Таких граждан в Западной Германии - 7%, в Восточной - 16%. Пенсионная система обеспечивает 85% дохода пожилых людей, превышающего, при этом, жизненную потребность в деньгах сеньоров, на 25%. К тому же, в Германии, как и в других развитых западных странах, пожилые люди широко охвачены различными международными благотворительными учреждениями, типа Mobility International USA. Эти учреждения способствуют путем создания различных (не только благотворительных), но и культурно-развлекательных, спортивных, туристических и других программ, поддерживания в пожилых людях качества жизни. Высокий размер пенсии позволяет пожилым людям материально поддерживать своих детей и внуков (у нас наоборот, пенсионеры материально зависят от родных).

Для России и Германии характерно общее - нуклеаризация семьи. В России около 70% пожилых людей живет одиноко. В Германии - около 80%. И у нас, и в Германии, это 70-85 - летние сеньоры. Но, в Германии, как правило, сеньоры живут рядом со своими детьми: если не в одном доме, то на одной улице, или, в крайнем случае, в одном жилом квартале. Выше упомянутый доктор Х.П.Тевс, кроме омолаживания старости, выделил и другие показатели демографической ситуации в Германии. При стабилизации жизни в нашей стране, эти показатели непременно коснутся и нас.

2. Депрофессионализация. Это, пожалуй, общечеловеческое свойство, вполне логически правильное: если человек порывает со своим производством, которому отдал 25-30 лет жизни, то зачем он будет заниматься своей же профессией на пенсии? Даже водители общественного транспорта, уйдя на пенсию в Германии, стараются больше не садиться за руль.

3.Феминизация. Не только преобладание женщин среди пожилых людей, но определенные психосоматические изменения у сеньоров..., старость все больше начинает иметь женское лицо.

4.Сингуляризация. Раздельно проживание поколений.

5.Увеличение удельного веса престарелых сеньоров среди пожилых людей - 80 лет и старше. Все они нуждаются в социально-медицинском обслуживании.

В России имеют место в все, выше названные структурные элементы старости. От Германии (как, кстати, в этом отношении и от других западных стран с подобной структурой - Италия, Франция, Испания, Англия, Швеция и др.), мы отличаемся лишь нашими низкими возможностями решать проблемы, возникающие по каждому моменту данной структуры. Например, у нас нет каких -либо исследований, объясняющих скоропостижную смерть мужчин в их «роковом возрасте». Точно также мы не знаем социально - биологических (социальных? Биологических?) причин феминизации старости, (почти тотального приобретения пожилыми мужчинами женских форм поведения). Раздельное проживание от своих детей наших стариков, в настоящее время всего лишь печальных факт, ибо причины его не известны.

Наконец, нам остается лишь позавидовать западным старожилам, ибо 90% сеньоров, кому 80 лет и больше, охвачены квалифицированной социально-медицинской помощью. А в нашей стране еще 10 лет назад была единственная кафедра геронтологии, сейчас, повторяем, единственная кафедра социальной медицины. До сих пор нет ни одного нормативного акта, касающегося работы социальных врачей в стране, как , нет в структуре минздрава врачебной специальности «социальный врач». Если наши хронически больные сеньоры вынуждены просиживать долгие часы в коридорах поликлиник и заполнять собой стационары, не замечая никаких признаков улучшения своего состояния после курсов лечения, то опять же, в Германии (как и других западных странах), поликлиническое и стационарное лечение сеньоров все больше и стремительнее замещается медицинской помощью на дому. Так, за последние 10 лет в Германии, бурно развивающаяся социально-медицинская служба на дому, охватывает 75% пожилых граждан, начиная с 60-летнего возраста.

Конкретные предложения по социальной и деловой активизации граждан пожилого возраста.

Мы выделяем из общего положения интересующей нас проблемы активизации общественной и экономической жизни пожилых людей в нашей стране лишь те моменты (в сравнительном аспекте с положением на Западе), без осознания которых, невозможны ни какие конкретные рекомендации. Больше того, выделяемые моменты позволят нам представить четкую социальную структуру старости в нашей стране (социальные группы пожилых людей по их отношению к общественной и деловой жизни в стране, и к собственному качеству жизни). Особо мы говорим о проблеме становления социальной медицины в нашей стране (эта область общественного и медицинского знания должна решать проблемы, конечно, не только пожилых людей, но и инвалидов, инвалидов детства, бывших пациентов медицины катастроф, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, потерявших работу и жилье). Нужно со всеми основаниями утверждать, что любые акции в отношении пожилых людей должны осуществляться лишь с сознанием их социально-медицинского статуса. Не - возрастного, не экономического, не профессионального, а именно - социально-медицинского, имманентно включающего в себя все эти параметры старости. Поэтому, на первое место в нашей стране выходит очень не простая проблема организации социально – медицинских подразделений в объединенных для этого структурах здравоохранения и социальной защиты. Министерство здравоохрания и министерство труда и социального развития должны решать эту проблему безотлагательно.

На Западе, пред лицом надвигающейся катастрофы постарения населения, в социальных и благотворительных программах самого разного характера (от медицинского обслуживания, «безопасности в экстремальных условиях старости», создания клубов одногодок, международного туризма и спорта и др.) царит, как можно сделать вывод, анализируя многочисленные источники, некий хаос и растерянность. То, что нет единой методологической системы, в понятиях которой можно было бы осмыслить глобальное постарение населения и взять его под контроль, очевидно. Путаность в проблему вносят еще организации, берущиеся решать проблемы старости, далекие от самой проблемы. Так, педагоги и социальные работники ( в Германии, Испании) предлагают программы обучающейся геронтологии. На Западе хорошо известен «Касселевский проект» (активно внедряющийся в практику с 1985 года в городе Кассель (в середине Германии, со 190000 населения). Проект разрабатывался с 1982 года на кафедру социальной работы, под руководством профессора Фреда Карла (См. Educational gerontology. An International Journal. Vol.23. Number 2). Суть его - научить человека, вступающего в старческий период, справляться с проблемами, которые присущи старости. В Касселе в обучающиеся группы, в основном, входят сеньоры от 60 до 75 лет, интеллектуально сохранные, в бывшем интеллектуальные работники. Конечно, одну проблему, а именно, занятости, подобные организации решают. В нашей стране пожилые люди тоже стихийно объединяются в «клубы»... любителей телесериалов или «Поля чудес». Мы присоединяемся к западным критикам подобных решений проблем старости. Вряд ли это гуманно, убивать время в старости, когда оно само исчезает стремительно. Мы придерживаемся принципа, явившегося результатом нашего 30-летнего опыта работы геронтолога, сто старость не надо лечить и учить. Старость надо понимать. Только на осмыслении феномена старости и изучения ее социальной и психосоматической структур, можно строить эффективные программы по активизации и качеству жизни пожилых людей. В развитых странах Запада в отношении к сеньорам пока что главенствует тенденция превращения общества в общество услуг (Ш.Геррес). Эта же тенденция (скорее перенесенная к нам с Запада) начинает выделяться среди других тенденций и в нашей стране. Достаточно внимательно изучить материалы международной научно-практической конференции «Пожилые люди - взгляд в ХХ1 век». Прошедшей в Нижнем Новогороде 17-19 марта 1999 г. На самом же деле, если исходить из выше приведенной социальной структуры старости (разделение на социальные группы пожилых людей по степени их общественной и деловой активности и –психосоматическиму статусу), то «общество услуг» необходимо лишь в известно степени пожилым людям, страдающим страхом смерти, и поэтому активно и энергично занимающихся лечением и самолечением, а также долгожителям (кому за 80), да и то, как показывает жизнь, не всем.

«Услуги», «помощь», «патронаж» и прочее, - отражают лишь поверхностное отношение общества к пожилым людям, и, если приглядеться, то морально уязвимое. Ибо, изначально закрепляют в старости некую, не соответствующую ее феномену - как равноправного этапа жизни - ущербность, неполноценность человеческого бытия в старости. Учитывая фундаментальные свойства старости - моральную силу и достоинство, отношения общества к пожилым людям должны строиться по принципу равноправного партнерства. Даже в чрезвычайных жизненных обстоятельствах пожилой человек может быть равноправным партнером зрелых людей. Вспомним прекрасный советский фильм «Отец солдата». Но, как и всякое равноправие, названное равноправие должно быть не аморфным, а дифференцированным. То есть, исходить из реалий структуры и статусов старости. 60 лет и 80 лет - качественно различные способы бытия человека. Но, точно также, как 20 и 30 лет (еще раз советуем обратиться к книге Хелен Браун «Последнее шоу»).

Без выработки концептуального подхода к старости как нормальному этапу жизни человека, нельзя решить ни одного конкретного и пусть, чрезвычайно актуального вопроса. Возьмем, к примеру, жилье. Любая активизация жизни пожилых людей должна, так или иначе (это подразумевается!) начинаться с устройства жилья. Жилищному положению пожилых людей на Западе отводится значительное внимание. Возьмем, опять, к примеру, Германию - страну всеобщего благоденствия. Немцы верно считают, что для пожилых людей оценка качества их жизни, и, в частности, удовлетворенность ее, зависят в первую очередь от удовлетворенности своим жильем. В Германии 95% сеньоров проживает в частных домах и только 5% - в различных институциональных заведениях. При этом, 47% домохозяйств людей старше 60 лет состоят из одного члена семьи, 41% - из двух, 12,2% - более 2-х. Средняя площадь жилья сеньоров 82 кв. Метра. На одного пожилого человека в среднем приходится 54 кв. Метра. Собственниками жилья являются 45% сеньоров. 76% жилья пожилых людей отвечают всем современным требованиям благоустройства. Жилье оснащено всей необходимой современной техникой (пылесосы, холодильники, телевизоры и т.п.). В домах и квартирах пожилых людей с ограниченной моторикой есть необходимые приспособления. Основные принципы устройства жилья пожилых людей: безопасность, надежность, интимность, доступность для социально-медицинской помощи. Не будем подробно описывать виды жилья у зарубежных сеньоров. Они, естественно, в любой форме, соответствуют мировым стандартам развитых стран. Но, при этом, социальные медики, решая проблему жилья сеньора, руководствуются принципом, что индивидуальные различия между пожилыми людьми так велики, что стандартизировать жилье для их нужд и потребностей невозможно.

Итак, обобщая выше сказанное, можно утверждать, что мировое сообщество находится в настоящее время в некоторой растерянности перед грядущей социальной катастрофой, которую как считают большинство ученых, предотвратить нельзя. Эту социальную катастрофу непременно вызовут старые люди, которых все больше и больше становится на Земле. В мире пока что мало известно о подлинных причинах - социально-демографических, политических, экономических и т.д., которые способствуют непосредственно глобальному постарению населения.

Главной целью настоящей работы являются рекомендации, в конечном итоге, по удержанию пожилых граждан в социальной и экономической жизни. Апатичность и пассивность большинства членов общества непременно приведет к его коллапсу.

На основании анализа многочисленных отечественных и зарубежных источников и опираясь на свой многолетний опыт геронтолога, нам, по интересующей проблеме представляется следующее.

1.Пожилые люди - это наши сограждане, кому за 50 и больше. Но, не разделение на возрастные группы пожилых людей является основанием для конкретных рекомендаций по их социальной и деловой активизации, а,

2.Социальная структура старости такова, что только 18-20% пожилых людей (опять же, разных возрастных периодов), нуждается в прямом смысле в активизации их психосоматического состояния, для вывода этих людей из апатии, пассивной подчиняемости и беспомощности (мы оставляем в стороне инвалидов, нуждающихся в уходе, и пожилых людей с тяжелыми психическими расстройствами, которые составляют всего 2%.

3.Пожилые люди, в возрастах от 55 до 80 и старше лет в двух первых группах социальной структуры не нуждаются ни в какого рода активизации и психической деятельности. Повторяем, это - 1)пожилые люди, представляющие собой элиту (правительство, политику, бизнес, экономику и т.д)(в 80-х годах, выполняя правительственный заказ, автор, совместно с профессором А.А.Зворыкиным возглавлял творческий коллектив социологов и социальных психологов, которые по специально разрабротанной методике протестировали всех министров Совета министров СССР и членов политбюро КПСС, кому было за 60 лет, для определения характерологических особенностей и типов личности; результаты исследования были засекречены, но методика сохранилась и может быть использована в подобных работах) и 2)пожилые люди, представляющие собой творчество (писатели, актеры, художники, музыканты, архитекторы, педагоги, юристы и т.д) Об этой группе нужно сказать особо. В условиях социальных перемен в нашей стране и странах, бывшего СССР, только 1% творческих пожилых людей сумел активно! приспособиться и даже перейти в первую группу правящей и деловой элиты. Остальные в массе своей остались социально незащищенными и разделяют участь других своих одногодков. Творческие союзы, в которых они состоят, ничего не могут сделать для того, чтобы они продолжали творить (читай письмо академика Д.С.Лихачева министру культуры за 25. 10. 1998 г). Писатель, чтобы издать свою книгу, должен заплатить за издание и оплатить все расходы по ее складированию доставке к местам продажи и за продажу. Так, Евгений Евтушенко оплатил вечер в Доме писателя рекламу своей новой книги и сам ее продавал. В таком же положении находятся и художники. А актеры и музыканты просто находятся без работы. Очевидна вся нелепость каких-либо попыток -переучивать этих людей или заставить заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме их рода творчества. Не будут они и делиться опытом с молодежью, если никогда до этого не имели тяги к воспитательной деятельности. Многие известные актеры и певцы попытались создавать собственные театры, студии, мастерские, но и этот опыт не увенчался успехом. Один известный актер, вынужденный сниматься, чтобы жить, в рекламных роликах, признался автору этой работы: «Всякий раз, снявшись в рекламе, я испытываю не просто моральное унижение, но прямо-таки физическое отвращение к самому себе, брезгливость!»

Для второй социальной группы пожилых людей мы видим единственный путь активизации их социальной и деловой жизни - в обеспечении условий для их творчества и реализации продуктов творчества. Эта задача в нашей стране может быть решена (и об этом давно и много говорят!) лишь путем меценатства. Меценаты, в свою очередь, должны быть материально заинтересованы в подобного рода деятельности, что можно решить через уменьшения их налогов. Но это должно быть, как, например, в Италии. Там, данная система предельно упрощена. Писатель (художник, актер для постановки спектакля или шоу и т.д.) может придти в любой магазин и взять необходимую для него сумму денег, дав продавцу маленькую бумажку (розовую, голубую, синею), в зависимости от суммы денег, которые он получил. Продавец эти бумажки отдает в налоговые инстанции. И все!. В развитых странах широко функционирует сеть агентов, обустраивающих за весьма низкий процент жизнь творческих личностей. Нет никаких социально-экономических (кроме, криминальных - рэкетерских) причин, которые не позволили бы и в нашей стране создать подобные агентурные сети для помощи творческим работникам, которые сами не умеют и не сумеют ни рекламировать свой товар, ни продать его.

3. Группа представлена так называемыми хроническими больными и пожилыми людьми, получившими 3, 2, а та и 1! группы инвалидности по совокупности хронических заболеваний (по так называемому «общему заболеванию», которое, нужно сказать, в природе не существует). Мы уже говорили, что в этой группе подавляющее большинство чрезвычайно активных и деятельных людей. Но эти качества их личности направлены на всякого рода лечение и обеспечение себе инвалидности и прочих благ. Конечно, в этой группе есть и инвалиды по конкретному заболеванию (сердечно-сосудистому, легочному, опорно-двигательного аппарата и др.). Но на современном медицинском уровне решить проблему дифференциального диагноза - где подлинная болезнь, а где возрастные психосоматические особенности пожилого человека нельзя. Для решения этой непростой задачи нужно совершенно новые, а именно, социально-медицинские и геронтологические понятия, в которых состояние пожилого человека, страдающего от множества хронических болезней, и, тем не менее, не залеживающегося в постели и не засиживающегося дома, должны быть осмыслены. Как показывает богатый зарубежный опыт, для решения этих задач должна быть организована широка сеть социально-медицинских консультаций (в Дании и Исландии, частично в США и Канаде) к работе в социально медицинских центрах привлекаются пожилые люди, и не обязательно в прошлом медики. Социально -медицинская помощь врачей --профессионалов заключается не только в постановке правильного диагноза своими методами (выявлений подлинных причин ухода в болезнь - страха смерти, стойкого болевого синдрома, депрессии, истерии и т.д.), И, следовательно, устранение этих причин. В последнем, как раз важную роль могут играть пенсионеры, привлеченные работать в социально – медицинские структуры. Социально – медицинская структура должна выглядеть, примерно, следующим образом: социально - медицинский консультативный центр, замещающий для пенсионеров поликлиники, сеть советов пожилых людей (могут быть использованы и совета ветеранов, но, как показали первые года распада СССР, советы ветеранов оказались мало эффективными (или даже препятствовали) в инициативе пожилых людей, создающих своими силами фонды «милосердия и здоровья» (прекрасный тому пример - работа первого в СССР фонда милосердия, о котором мы говорили выше). Как пишет социальный психолог О.В.Краснова: «Пожилые люди не хотят воспринимать социального работника, как посредника между ними (и социально-медицинскими консультациями - вставка наша - Е.Ч.)...Им хочется видеть (не казенного социального работника - вставка наша), а приятного соседа, который заскочил к ним в свой обеденный перерыв». В мире существует огромная «паутина» благотворительных организаций и «коммун», пожилых, которая охотно включает в свои ряды и «советы и фонды» пожилых людей, с целью по обмену опытом «жизни в старости», организации совместных проектов (отдыха, частного предпринимательства, туризма и т.д.) С появлением в нашей стране интернета, деловое и культурно-развлекательное общение пожилых людей со своими сверстниками в любой точке земного шара стало повседневной реальностью. Пожилые люди, как показывает опыт первых фондов милосердия в России, охотно торгуют, а потом тратят деньги на своих немощных подопечных, покупая им одежду, продукты питания, ремонтируя жилье и т.д., заводят домашнюю живность с этой же целью, объединяя свои силы, покупают недорогую западную технику по выпечке хлебобулочных изделий, пошива одежды, изготовление продуктов питания и т.д. Они резко снижают хождение по медицинским учреждениям, и, если продолжают лечиться, то собственными силами, используя методы и средства народной медицины и делясь ими друг с другом. (Автор здесь и далее использует также свой профессиональный 10-летний опыт работы социальным врачом в Новозавидовском фонде милосердия и здоровья).

Оставшаяся масса из третьей группы пожилых людей (15-20%), то, как правило носители альцгеймеровского синдрома, нуждаются прежде всего в специализированной гериатрической помощи. Но, во-первых, как писал отечественный выдающийся психиатр С.С.Корсаков: «И в состоянии глубокой деменции может быть своя интересная жизнь». Он это сказал ровно 100 лет назад. А в наше время институт социальной медицины в Лионе подтверждает слова Корсакова, настаивая, что «при должном подходе к дементому пожилому человеку, можно поднять его внутреннюю жизни до качества жизни. Работающие врачи в пациентами, страдающими выраженными степенями болезни Альцгеймера, теряя возможность общения со здоровыми людьми, тем не менее охотно общаются с себе подобными и понимают друг друга.

Выход в полноценную жизнь путем смены жизненных ориентиров (болезненных, вызванных страхом смерти, болью, депрессией - эти синдромы хорошо купируются прежде всего методами психоделической психотерапии, но на замену. купируемых патологических явлений должны быть сразу поставлены конкретные социальные задачи, которые и будет выражать социальный врач, изучивший психосоматические особенности пожилого человека), избавит пожилых людей и от состояния пассивной подчиняемости, которое используют или для политических манипуляций пожилыми людьми (они, как известно, в нашей стране активно идут на выборы и составляют значительную часть электората), и от втягивания во всевозможные махинации с приватизированным жильем (многие пожилые люди таким образом погибли или стали бомжами - статистика известна) или - в финансовые пирамиды. Социальные врачи, наделенные соответствующими полномочиями, опираясь на работающих в советах пожилых людей (хорошо информированных, скажем, о состоянии всех квартир и их жильцах), способны будут защитить интересы пожилого человека. Каждый район должен иметь свой консультативный центр по социальной медицине. Пока, что в России нет ни одного такого центра.

Разобщенность пожилых людей в нашей стране и друг с другом и с людьми иных возрастных групп объясняется не возрастом, даже преклонным, не утеряй способности к активной жизни и общению, а - всеобщей сингуряризацией, идеологическим и политическим плюрализмом, как издержками демократии. Пожилые люди, торгующие на улице сигаретами и перекупленными товарами, попрошайки, часами выстаивающие на ногах в людных местах, - все это социально активные люди. Можно создать сеть магазинов, киосков, столовых, ночных и дневных приютов для бездомных, клубов по интересам, советов милосердия и здоровья, где будут работать по желанию пожилые люди и для пожилых людей (нечто подобное у нас уже было в поселке Новозавидовский Тверской области, в конце 8О -, начале 90-х годов. И, нужно сказать, этому фонду помогали все - и местные власти, и органы социальной защиты, и каждый представитель частного бизнеса (деньгами, одеждой, продуктами питания, рабочей силой, строительным материалом, кормами и т.д.). Культурная и религиозная программы были у фонда многочисленные и разнообразные. Старики и старушки охотно и успешно выступали и сватами и свахами, устроив (по переписке) не одну, в том числе и молодую, семью. Кстати сказать, еще при советской власти, каждый, кто хотел из членов и подопечных фонда, получил личную библию из зарубежа.

Заканчивая этот раздел, подчеркнем, под руководством «своего» социального врача (он же - семейный врач, он же - личный психолог, он же посредник между пожилыми людьми и лечебными учреждениями и, наконец, он прямой посредник между пожилыми людьми и власть имущими учреждениями) нет такого рода деятельности, в который не могли бы включиться в той или иной степени пожилые люди.

Последнюю группу, самую малочисленную, составляют пожилые люди. и прежде всего - старожилы (кому за 80 лет), где об активизации можно говорить лишь условно, имея в виду прежде всего психическую активизацию. В большинстве своем, эти люди нуждаются в уходе. Дома интернаты для этих людей давно изжили себя. Ни на что не опирающиеся (на опыт, научную концепцию), некоторые формы замены домов – интернатов, например, помещением пожилого человека в чужую семью, прописка в его жилье и под его жилье) опекуна и т.д., как показывает уже отечественный опыт, не приводит к решению проблемы. От этого, активнее и качественнее жизнь пожилого человека не становится. Этой категорией пожилых людей тоже должны заниматься социальные врачи, решая их физические, психические и социальные проблемы. Убеждены, что половину этих людей, при комплексном подходе: социально – медицинская помощь + помощь сверстников, можно вернуть к социально и индивидуально качественной жизни.

Итак, мы рассмотрели основные пути и формы активизации общественной и деловой жизни пожилых людей (сеньоров) с главной стороны, а именно, социальной структуры старости. Выделили социальные структурные группы пожилых людей и формы их общественной и деловой активности, и обосновали те или иные конкретные рекомендации по нашей проблеме. Так как проблема активизации жизни (всесторонней!) пожилых людей прямо вытекает из уникального в истории человечества феномена глобального постарения жизни, который до сих пор должным образом не осмыслен, мы постарались смягчить эффект растерянности перед тем, что старые люди могут ввергнуть планету в хаос (как считают многие, кто пишет о глобальном постарении населения). С другой стороны, мы избавили себя от непродуманной и необоснованной конкретики - умозрительности и банальных предложений (кстати, такой конкретикой грешат многие авторы, берущиеся решать проблемы пожилых людей, без знания, что есть такое старость - особенно это видно по материалам различных отечественных конференций, посвященных году пожилых людей), при решении столь важной проблемы, как активная и эффективная интеграция пожилых людей в жизнь.

Мы даем себе отчет, что наша работа не исчерпывает проблему.. Для более полных рекомендаций, а они динамичны, как жизнь в нашем постсоветском обществе, необходима некоторая точка опоры (печка, от которой нужно плясать!). Этой точкой опоры мы считаем социальную медицину.

Заведующий кафедрой социальной медицины и геронтологии, международный эксперт по социальной медицине, профессор Е.В.Черносвитов.

К началу страницы

Первая часть I Вторая часть

Home ]